Специалисты по инновациям как аналитики цифровой трансформации (на примере развития транспортных систем будущего)

Цифровая трансформация всех отраслей экономики является основой для перехода к новой технологической парадигме на базе «индустрии 4.0», что требует применения принципиально новых информационных технологий и организационных решений. Поэтому актуализируется проблема пересмотра подходов к подготовке специалистов для новой экономики. Статья доказывает, что по сравнению с другими направлениями образования (менеджмент, информационные технологии, отраслевая инженерия и др.) инноватика в большей степени соответствует будущим задачам профессиональной деятельности специалистов по цифровой трансформации. Однако необходимо усилить формируемые цифровые компетенции выпускников направления и сформировать у них знания, умения и навыки применения новых информационных технологий: машинного обучения, анализа больших данных, предиктивной аналитики, облачных и распределенных вычислений и др. В статье демонстрируется роль выпускника новой образовательной программы на примере задач цифровой трансформации транспортных предприятий и обосновывается необходимая структура формируемых у него компетенций

Ключевые слова: цифровая трансформация, инноватика, жесткие и мягкие инновации, цифровые компетенции, транспортно-логистические услуги, транспортные системы будущего

Список использованных источников

  1. И. Л. Туккель, С. Н. Яшин, А. А. Иванов. Цифровая трансформация как важная часть инновационного развития//Инновации. 2019. № 3 (245). C. 45-50.
  2. Приказ Минобразования России от 15 октября 2002 г. № 3594 «Об эксперименте по созданию нового направления подготовки дипломированных специалистов «Инноватика» и специальности «Управление инновациями» (архив документов — база Консультант Плюс — www.consultant.ru ).
  3. Отчеты о работе федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 27.00.00 за 2003-2018 гг. https://www.fumoped.ru .
  4. K. Schwab. The Fourth Industrial Revolution. New York: Crown Publishing Group, 2017. 192 p.
  5. Насколько глубока «квалификационная яма» в России?//Москва, 27.08.2019. Вести. «Экономика» — https://www.vestifinance.ru/articles/123993?fbclid=IwAR0HWOrDDcFlkF5N2J9nVwmd3pd_Ygv0nprbJEl8wBtdeWYvDKghvPb045k .
  6. Путеводитель в будущее: как компании в Центральной и Восточной Европе, работающие в разных отраслях, действуют в период цифровой революции. Аналитический отчет Microsoft, 2018.
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1868-р г. Москва «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2010 г. в области образования»//Российская газета — федеральный выпуск № 249 (5328) от 03.11.2010 г.
  8. Приказ Минобрнауки от 12.09.2013 г. № 1061 об утверждении ФГОС 3+ «Инноватика» 27.03.05 (бакалавриат), 27.04.05 (магистратура).
  9. Г. Греф. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века. https://ria.ru/20161207/1483041883.html.
  10. О. Седова, Д. Рыгалин, А. В. Власов, Ю. Крупнов и др. Исследование состояния и тенденций развития малого инновационного предпринимательства регионов России//Инновации. 2011. № 2 (148).
  11. Urban Air Mobility Grand Challenge, NASA, April 18, 2019. https://www.nasa.gov/uamgc.
  12. Urban Air Mobility — the sky is yours, Airbus, November, 27, 2018. https://www.airbus.com/newsroom/stories/urban-air-mobility-the-skyis-yours.html.
  13. Городская воздушная мобильность (UAM). https://uam.fev.com
  14. Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Oslo Manual 2018 Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition. https://doi.org/10.1787/9789264304604-en
  15. D. Pennel The ‘uberisation’ of the workplace is a new revolution. EURActiv 14. Network. 01 June 2015. https://www.euractiv.com/section/social-europe-jobs/opinion/the-uberisation-of-the-workplace-is-a-new-revolution.
  16. Cambridge Dictionary. https://dictionary.cambridge.org.
  17. M. Baker. Digital Transformation (Digital Examination). CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. 2nd Edition. 226 p.
  18. Атлас новых профессий. http://atlas100.ru
  19. Профессия «транспортный планировщик»: пять главных компетенций. https://www.hse.ru/news/admission/298869669.html.

 

Авторы