Как формируются задачи-вызовы социально-экономических сред к высшей школе и осмысленный ответ-предложение высшей школы? Каков механизм такого взаимодействия? Постоянен ли он во времени? Как связан темп научно-технологического развития цивилизации с профессиональной готовностью к инновационной деятельности? Не исчерпывающие ответы, а скорее примеры из истории формирования одного из крупнейших российских политехнических вузов – Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и формирование по инициативе вуза нового направления высшего образования актуализируют сформулированные вопросы. Временная дистанция между принятыми решениями – 100 лет. СПбПУ создан в 1899 году, направление Инноватика – в 1999 году. В данной статье, как и в статьях, вошедших в этот тематический номер журнала, обсуждаются результаты становления и развития направления, его научного, методического, организационного обеспечения, пространственного распространения и особенностей профилирования в значительном количестве университетов, готовящих выпускников по направлению Инноватика. Приводятся суммарные статистические результаты: максимальное количество университетов, лицензированных по направлению Инноватика, достигало 85; общее число одновременно обучающихся – не менее 4000-5000; общее число выпускников основных образовательных программ - не менее 10000-12000; общее число окончивших программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации - не менее 17000-18500; общее число созданных рабочих мест (в вузах) - не менее 800-1000
Ключевые слова: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, направление выс- шего образования Инноватика, динамика и темп научно-технологического развития, особенности формирования и ключевые компетенции специалиста по управлению инновациями, мультидисциплинарность, надотраслевая направленность.