Новые инструменты модернизации университетского образования: управление инновационным потенциалом региона

Данное исследование начинает цикл статей, посвященных современному инструментарию модернизации высшего образования, который разработан в Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева (НГТУ). В статье представлена модель управления инновационным потенциалом региона, которая включает возможность регулирования региональных рынков образовательных услуг, труда, благ, инновационных проектов и инноваций с использованием мощного потенциала технического университета. Предложение подготовленных абитуриентов на рынке образовательных услуг обеспечивается внедрением программ профессиональной ориентации, а спрос на них — коррекцией номенклатуры образовательных направ- лений. Предложение подготовленных специалистов формируется в вузах силами высококвалифицированных преподавателей, а спрос на них — со стороны предприятий и организаций с учетом требований цифровой экономики на основе профессиональных стандартов. Предложение на рынке благ формируют предприятия реального сектора экономики с использованием кадрового потенциала, подготовленного образовательной системой региона, а спрос на этом рынке формируется населением. Предложение инновационных проектов для их коммерциализации и последующей диффузии обеспечивается внедрением университетских программ «Предакселератор» и «Акселератор», включающих основы технологического предприниматель- ства и подготовку стартап-проектов. Стимулирование спроса на инновационные проекты со стороны промышленных предприятий, а также последующего предложения с их стороны готовой инновационной продукции, производится путем использования инструментов инновационного мониторинга и инновационного аудита, обеспечивающих обследование предприятий региона с последующей разработкой рекомендаций по повышению эффектив- ности инновационной деятельности. В статье предложены два варианта реализации управления инновационным потенциалом. Первый, адаптивный вариант, позволяет производить настройку региональной инновационной системы в зависимости от изменения внутренних и внешних факторов. Во втором, проактивном варианте, технический университет становится драйвером социально-экономического и культурного развития региона, регулятором спроса и предложения на рынке инноваций. В заключительной части статьи представлены результаты внедрения новых инструментов управления инновационным потенциалом региона в НГТУ

Ключевые слова: научно-образовательный производственный кластер, кадровый потенциал региона, спрос и предложение на рынке инноваций, акселерация проектов, инновационный аудит.

Список использованных источников

  1. И. Р. Руйга, Е. В. Рогозинский, Ю. И. Овчинникова. Механизмы сетевого и кластерного взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-структур в аспекте реализации региональной инновационной политики//Инновационное развитие экономики. 2022. № 3-4 (69-70). С. 318-328. doi: 10.51832/2223798420223-4318.
  2. Ю. В. Данейкин. Роль региональных инновационных систем в развитии высокотехнологичных отраслей//Инновационное развитие экономики. 2022. № 5 (71). С. 21-28. doi: 10.51832/222379842022521.
  3. Е. В. Рогозинский, А. М. Поляков, Е. В. Штанская. Концепция открытой инновационной экосистемы университета и сетевого сотрудничества как ключевой фактор инновационного развития России//Инновации. 2022. № 4 (282). С. 3-9. doi: 10.26310/2071-3010.2022.282.4.001.
  4. Е. И. Михайлова, В. М. Савинов. Университет как институт развития региона//Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 37-47.
  5. М. А. Боровская. Южный федеральный университет как драйвер инновационной научно-образовательной среды региона//Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 57-63.
  6. А. П. Савинцев. Классический университет как региональный центр науки и инноваций//Высшее образование в России. 2013. № 6. C. 65-70.
  7. Т. В. Ашутова, З. Ю. Желнина. Стратегический проект «креативный город — территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона// Высшее образование в России. 2019. № 3. С. 116-126. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126.
  8. О. А. Сотникова, О. А. Волкова. Ресурсная интеграция в социальном партнерстве университета и предприятий региона//Высшее образование в России. 2016. № 12. C. 117-123.
  9. Н. Д. Цхадая. Университет в контексте региональных задач//Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 57-63.
  10. В. В. Хворенков. Технический университет как научно-инновационный центр региона//Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 51-59.
  11. М. В. Ширяев, С. Н. Митяков. Опорный технический вуз как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности региона//Фундаментальные исследования. 2016. № 9-2. С. 441-445.
  12. А. В. Берестов, А. И. Гусева, В. М. Калашник, В. И. Каминский и др. Опорные университеты — потенциал развития регионов и отраслей//Высшее образование в России. 2020. № 8-9. C. 9-25. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25.
  13. Д. Н. Безгодов, О. И. Беляева. Социокультурная миссия университета в контексте развития региона//Высшее образование в России. 2016. № 6. C. 128-134.
  14. С. Н. Митяков, Н. Н. Яковлева. Формирование человеческого капитала в модели интеграции вузовской науки в промышленность//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 5. С. 7-11.
  15. К. О. Беляков. Семь уровней и семь шагов предпринимательского трека в университете//Инновации. 2021. № 4 (270). С. 3-10. doi: 10.26310/2071-3010.2021.270.4.001.
  16. С. М. Дмитриев, М. В. Ширяев, С. Н. Митяков. Технический университет как ключевой элемент кадровой безопасности региона//Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2016. С. 10-22.
  17. С. Н. Митяков, М. В. Ширяев, Н. Н. Яковлева. Кластерная модель взаимодействия технических вузов с промышленными предприятиями//Экономика промышленности. 2013. № 4. С. 36-39.
  18. Р. И. Сольницев, А. Г. Давидчук, В. Л. Кленин, А. В. Сорокин. Вопросы взаимодействия высших учебных заведений (вузов) с промышленностью//Инновации. 2021. № 10 (276). С. 40-43. doi: 10.26310/2071-3010.2021.276.10.007.
  19. Д. А. Кайбияйнен. Влияние университетских сетевых структур на формирование сетевой среды региональной экономики (на примере национальных исследовательских университетов Республики Татарстан)//Актуальные проблемы экономики и права». 2015. № 1. С. 172-178.
  20. Е. Я. Коган, Н. Ю. Посталюк, Т. Г. Кутейницына. Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона//Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 9-18. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-9-18.
  21. Д. А. Кайбияйнен. Университетские кластеры как фактор развития сетевой экономики региона//Высшее образование в России. 2015. № 8/9. C. 164-167.
  22. Ю. С. Васильева, В. Р. Смирнова. О роли организаций высшего образования в инновационном развитии регионов России//Инновации. 2021. № 10 (276). С. 26-34. doi: 10.26310/2071-3010.2021.276.10.005.
  23. Л. Н. Борисоглебская, А. С. Баленко, К. Э. Дудина. Механизм взаимодействия вузов, государства, предприятий и общества в условиях трансформации инновационной экосистемы//Инновации. 2021. № 10 (276). С. 20-25. doi: 10.26310/2071-3010.2021.276.10.004.
  24. Н. А. Мурашова. Модель управления региональным рынком инноваций на примере Нижегородской области//Экономика и предпринимательство. 2020. № 2. С. 711-716. doi: 10.34925/EIP.2020.115.2.142.

Авторы