Новые инструменты модернизации университетского образования: реализация программы «Стартап как диплом»

Данное исследование продолжает цикл статей, посвященных современному инструментарию модернизации высшего образования, который разработан в Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева (НГТУ). В статье обоснована актуальность внедрения программы «Стратап как диплом» как нового инструмента модернизации университетского образования в России. Дан обзор лучших практик реализации вузами программы. Проанализированы ограничения и проблемы реализации программы. Среди них: технические сложности с защитой ВКР, низкая мотивация преподавателей и студентов, проблемы межструктурного взаимодействия участников, недостаток времени для разработки полноценного проекта, отсутствие общепринятых стандартов, недостаточная компетенция преподавателей. Предложены критерии, которым должны удовлетворять проекты «Стартап как диплом» для выпускников бакалавриата и магистратуры. Разработана концепция проекта «Стартап как диплом», включающая в себя описание проблемы, на решение которой направлен проект; описание предлагаемых путей решения проблемы; цель и задачи проекта; анализ рынка и конкурентов; анализ целевых сегментов потребителей; бизнес-модель проекта; дорожную карту, финансовую модель. Предложен примерный шаблон проекта, включающий разделы обоснования бизнес-идеи, описания организации работы с проектом, проектирования, описания продукта, анализа целевого рынка, экономики, финансов, оценки рисков. Разработаны критерии оценки ВКР в форме стартапа. Представлены различные мо- дели «Стартап как диплом», успешно апробированные в НГТУ им. Р. Е. Алексеева в рамках реализации программы «Приоритет 2030» и позволяющие снять многие проблемы, возникающие в процессе ее реализации. Модели различаются количеством участников, распределением их ролей, привлечением одной или нескольких выпускающих кафедр и институтов, что послужило основой для разработки типологии проектов «Стартап как диплом». Полученные результаты могут быть успешно тиражированы в университетах страны

Ключевые слова: модернизация высшего образования, студенческое предпринимательство, проект «Стартап как диплом», лучшие практики, типология проектов.

Список использованных источников

  1. Г. А. Резник. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития//Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 411-413.
  2. П. А. Амбарова, Н. В. Филиппова. Студенческое предпринимательство как ресурс развития образовательной общности студентов в мегаполисе//Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 195-204.
  3. Т. А. Головина, П. А. Меркулов, А. В. Полянин. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России//Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 42-61. doi 10.18288/1994-5124-2017-5-03.
  4. Е. В. Иода, Е. Ю. Кузнецова. Малые инновационные предприятия на базе вузов как инструмент развития инновационной экономики//Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 11. С. 29-33.
  5. З. Х. Шадова, З. Р. Кошиева, Х. Талаат. Стимулирование студенческого предпринимательства и создание спин-офф компаний//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-1. С. 231-235.
  6. О. А. Хайретдинова. Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России//Science Time. 2014. № 5. С. 225-233.
  7. И. С. Бессонов. Стратегические перспективы развития студенческого предпринимательства в России//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 31-1. С. 157-163.
  8. В. К. Холодный, М. Е. Василенко. Студенческое предпринимательство в Приморском крае//ЭКО. 2016. № 1 (499). С. 170-175.
  9. С. Б. Смирнова, С. В. Богомолов. Роль университетов в развитии предпринимательского потенциала студенческой молодежи//Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: «Экономика». 2022. № 4. С. 117-122. doi 10.24143/2073-5537-2022-4-117-122.
  10. А. Б. Алешина, Д. Б. Чкония. Факторы реализации предпринимательских намерений студентов//Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022. Т. 14. № 3(45). С. 81-99. doi 10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99.
  11. К. Е. Гришин, М. Р. Богатырева. О некоторых аспектах отношения студентов к предпринимательской деятельности//Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 5 (167). С. 78-83. doi 10.34773/EU.2022.5.15.
  12. Д. М. Стажарова, Е. В. Бурдина. Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры вуза//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2022. № 3. С. 3-12. doi 10.17586/2310-1172-2022-17-3-3-12.
  13. О. Ю. Андреева, Д. Г. Шишкин. Развитие предпринимательских компетенций в техническом университете: опыт и успешные практики//Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 5-17.
  14. Д. А. Пятаев. Студенческое предпринимательство в России//Человек. Социум. Общество. 2023. № 3. С. 201-204.
  15. М. С. Гусева, Е. Г. Репина. Программа «Стартап как диплом» в университетах социально-экономического профиля: условия и специфика реализации//Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. 2022. № 3 (47). С. 27-38. doi 10.36684/chesu-2022-47-3-27-38.
  16. Н. Е. Готная. Диплом как стартап: магистерская программа подготовки кадров для НТИ//Наука России — будущее страны: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 85-89.
  17. А. М. Петров. Студенческие стартапы в вузах России: современная ситуация//Экономические науки. 2021. № 201. С. 61-66. doi 10.14451/1.201.61.
  18. Д. А. Штыхно, Р. А. Искандарян. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 252-262. doi 10.25799/AR.2019.91.2.022.
  19. Е. Г. Шершнева, А. А. Пархаева. Инновационный формат «Стартап как диплом» в российских вузах (на примере Уральского федерального университета)//Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12(128).
  20. Ю. В. Унтервальд, М. В. Козак. Стартап как диплом: новый формат ВКР в высших учебных заведениях//Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. А. Пятина. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2021. С. 80-86.
  21. В. Г. Тютюков, С. В. Галицын, Д. В. Чилигин и др. Образовательный проект «Стартап как диплом» в вузе физической культуры//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 326-337. doi 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p326-337.
  22. М. С. Круглова, И. Б. Шуванов, В. П. Шуванова, Л. Э. Круглова. Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа//Современное образование. 2022. № 4. С. 10-17. doi 10.25136/2409-8736.2022.4.39394.
  23. И. Б. Шуванов, В. П. Шуванова, М. С. Круглова, Л. Э. Круглова. Исследование готовности обучающихся к разработке выпускной квалификационной работы в виде стартапа//Гуманизация образования. 2022. № 4. С. 22-34. doi 10.24412/1029-3388-2022-4-22-34.
  24. И. Л. Воротников, Е. А. Моренова, М. Ш. Гутуев. Учебно-методические особенности реализации программы «Стартап как диплом»//Аграрная наука и образование: проблемы и перспективы: Сборник статей Национальной научно-практической конференции. Саратов, 2022. С. 71-76.
  25. Т. И. Ермакова, С. Н. Митяков, Н. А. Мурашова. Новая модель реализации программы «Стартап как диплом» в НГТУ//Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы XXV Международной научно-методической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2023. С. 212-216. doi 10.46960/intech_2022_212.
  26. А. М. Лабаев, С. Н. Митяков. Оценка эффективности цифровой трансформации Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева//Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: Материалы Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2022. С. 121-123.
  27. В России предлагают создать цифровую платформу для студентов, участвующих в программе «Стартап как диплом». https://ug.ru/v-rossii-predlagayut-sozdat-czifrovuyu-platformu-dlya-studentov-uchastvuyushhih-v-programme-startap-kak-diplom.

Авторы