Оценка патентных и продуктовых портфелей фармацевтических компаний при конкурентном анализе

Высокая неопределенность среды фармацевтического рынка обосновывает актуальность использования прогностических методов анализа на основе открытых данных. Авторами предложен методический подход, предусматривающий построение патентного ландшафта в сочетании с категориальным анализом продуктового портфеля организаций. Практическая реализация предложенного подхода проиллюстрирована на примере анализа поведенческих моделей фармацевтических организаций, специализирующихся в области разработки и вывода на рынок противодиабетических препаратов. Полученные результаты позволяют сделать обоснованные выводы о моделях конкурентного поведения российских и зарубежных организаций, обладающих различной степенью локализации производственных мощностей, но специализирующихся на выводе аналогичной продукции на рынок, причем без использования коммерческих данных

Ключевые слова: фармацевтический рынок, технологическое развитие, патентный ландшафт, категориальный анализ

Список использованных источников

  1. Российский рынок препаратов для лечения сахарного диабета растет в натуральном и стоимостном выражении//Больничная аптека 2019. № 2. http://clinical-pharmacy.ru/digest/farmacevtrinok/7700-rossiyskiy-rynok-preparatov-dlya-lecheniya-saharnogo-diabeta-rastet-v-naturalnom-i-stoimostnom-vyrazhenii.html.
  2. H. Dahooie, E. K. Zavadskas, H. R. Firoozfar, A. S. Vanaki, N. Mohammadi, W. K. M. Brauers. An improved fuzzy MULTIMOORA approach for multi-criteria decision making based on objective weighting method (CCSD) and its application to technological forecasting method selection//Engineering Applications of Artificial Intelligence. 2019. Vol. 79. P. 114-128.
  3. C. M. Marques, S. Moniz, J. P. de Sousa. Strategic decision-making in the pharmaceutical industry: A unified decision-making framework//Computers & Chemical Engineering. 2018. Vol. 119. P. 171-189.
  4. H. J.-M. Dou. Benchmarking R&D and companies through patent analysis using free databases and special software: A tool to improve innovative thinking//World Patent Information. 2004. Vol. 26 (4). P. 297-309.
  5. M. Coccia. Sources of technological innovation: Radical and incremental innovation problem-driven to support competitive advantage of firms//Technology Analysis & Strategic Management. 2017. Vol. 29 (9). P. 1048-1061.
  6. K. Nikolopoulos, M. Khammash, S. Buxton, Ph. Stern. Forecasting branded and generic pharmaceuticals//International Journal of Forecasting. 2016. Vol. 32 (2). P. 344-357.
  7. A. Jekunen. Decision-making in product portfolios of pharmaceutical research and development — managing streams of innovation in highly regulated markets//Drug Design, Development and Therapy. 2014. Vol. 8. P. 2009-2016.
  8. Ch. Lee, O. Kwon, M. Kim, D. Kwon. Early identification of emerging technologies: A machine learning approach using multiple patent indicators//Technological Forecasting & Social Change. 2018. Vol. 127. P. 291-303.
  9. C. G. Pereira, J. R. Lavoie, E. Garces, F. Basso, M. Dabić, G. S. Portoa, T. Daimb. Forecasting of emerging therapeutic monoclonal antibodies patents based on a decision model//Technological Forecasting & Social Change. 2019. Vol. 139. P. 185-199.
  10. D. Dirnberger. A guide to efficient keyword, sequence and classification search strategies for biopharmaceutical drug-centric patent landscape searches — A human recombinant insulin patent landscape case study//World Patent Information. 2011. Vol. 33 (2). P. 128-143.
  11. B. Fabry, H. Ernst, J. Langholz, M. Koster. Patent portfolio analysis as a useful tool for identifying R&D and business opportunities — an empirical application in the nutrition and health industry//World Patent Information. 2006. Vol. 28. P. 215-225.
  12. Базы данных для поиска патентных документов. Европейское патентное ведомство. https://worldwide.espacenet.com.
  13. Базы данных для поиска патентных документов. Федеральный институт промышленной собственности. http://www1.fips.ru/iiss/search.xhtml.
  14. Государственный реестр лекарственных средств. http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx.
  15. Международная патентная классификация. Международная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization). https://www.wipo.int/classifications/ipc/ipcpub.
  16. Е. А. Тиханов, В. В. Криворотов, П. В. Чепур. Анализ и систематизация методов оценки конкурентоспособности предприятия//Фундаментальные исследования. 2016. № 10 (3). С. 647-651.
  17. П. В. Грек. Применение маркетинговых инструментов в условиях категорийного менеджмента//Ремедиум. 2007. № 1. С. 27-29.

Авторы