Цифровые блага в сервисно-цифровой экономике

В статье раскрыты особенности трансформации товаров и услуг в условиях осуществляющегося масштабного процесса цифровизации и сетизации. Сделан вывод о формировании и развитии информационно-сетевого способа производства и потребления цифровых благ и услуг на основе использования интегрированных цифровых сервисов, который в настоящее время становится всеобщим и всеобъемлющим. Обосновано теоретическое положение, и дано определение сервисно-цифровой экономики, выявлены ее основные черты и особенности. Раскрыто содержание понятий «оцифрованное благо» и «цифровое благо». Дано авторское определение понятия «цифровое благо», которое понимается как сетевое благо в цифровой форме, размещенное и существующее в глобальной сети, имеющее сетевую ценность и не имеющее аналоговой вещественной формы в физическом экономическом пространстве. Проведен анализ особенностей проявления и оборота цифровых благ, связанный с минимизацией издержек и возникновением сетевых эффектов. Раскрыта особенность цифровизации сервисов, которая направлена на реализацию принципа «бизнес по требованию сети» и связана с удовлетворением спроса, ориентированного на результат и требования сетевых потребителей

Ключевые слова: сервисно-цифровая экономика, цифровое благо, цифровизация сервисов, сетевой эффект

Список использованных источников

  1. Социально-экономическая трансформация хозяйственной системы России: коллективная монография. СПб., 1997. 310 c.
  2. С. А. Дятлов. Информационная парадигма социально-экономического развития//Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1995. № 3-4. С. 17-30.
  3. C. Shapiro, R. H. Varian. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. https://books.google.ru/books?id=z0hQ12PrERMC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false.
  4. С. А. Дятлов. Сетевые эффекты в цифровой экономике//Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 8. № 5. С. 22-28.
  5. Р. Вайбер. Эмпирические законы сетевой экономики//Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4.
  6. J. Rifkin. The Zero Marginal Cost Society. https://books.google.ru/books?id=L6afAgAAQBAJ&printsec=frontcover&dq=The+Zero+Marginal+Cost+Society&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjdsoH41YroAhVF6aYKHQ8QARwQ6wEILjAA#v=onepage&q=The%20Zero%20Marginal%20Cost%20Society&f=false.
  7. Капитализму приходит конец: Джереми Рифкин о новой экономике, которая позволит человечеству выжить. https://theoryandpractice.ru/posts/11723-jeremyrifkin?fbclid=IwAR0Lczia3o-RJIrKrd0OAG0IrndvB_0dMu8UkAUw_kW8jZuaejYEgBBaBwo.
  8. L. Fournier. Merchant Sharing. Cornell University Library arXiv:1405.2051. https://arxiv.org/pdf/1405.2051.
  9. Сотовые операторы потратились на performance. https://www.kommersant.ru/doc/3946087.
  10. С. В. Макрушин. Цифровая экономика: трансформация технологий в новый экономический уклад//Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 2 (197). С. 10-18.
  11. Flurry Blog. https://flurrymobile.tumblr.com.
  12. С. А. Дятлов, О. С. Лобанов. Конвергенция сервисов и технологий в условиях цифровой трансформации экономики//Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 2. С. 158-165.

Авторы