Модель образовательной структуры общества и прогноз эволюции уровней третичного образования

Объектом исследования является образовательная структура населения России. В работе проанализировано современное состояние образовательной структуры населения, дан прогноз ее развития. В работе были использованы данные Росстата, Министерства науки и высшего образования, сборники Высшей школы экономики. Инструментом исследования образовательной структуры населения России послужила предложенная в работе балансовая математическая модель в виде дифференциальных уравнений, описывающих изменения в образовательных уровнях во времени и в различных возрастных группах. Проведены численные эксперименты, позволившие дать прогноз изменений выпусков бакалавров, магистров, специалистов и кандидатов наук до 2031 г. Дан прогноз изменений долей населения в возрастных группах с различными уровнями образования до 2031 г.

Ключевые слова: система высшего образования, Болонский процесс, уровни третичного образования, математическое моделирование, демографический прогноз

Список использованных источников

  1. В. А. Успенский. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера. МЦНМО, 2011. 48 с.
  2. И. Г. Поспелов. Модель отбора поведения в социально-экономических системах//Труды конференции «Моделирование социального поведения». М.: МГУ, 2001. C. 37-42.
  3. О. А. Кузенков, Е. А. Рябова. Обобщение модели отбора поведения в социально-экономических системах//Журнал Средневолжского математического общества. 2014. Т. 16. № 3. С. 62-71.
  4. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. Институт статистики ЮНЕСКО. 87 с. http://asv.mgsu.ru/universityabout/UMO-ASV/dokumenty/intrerdok/MSKO-2011.pdf.
  5. В. С. Клопченко. Методы прогнозирования в образовании//Известия Южного федерального университета. 2006. № 5 (60). C. 210-214.
  6. Ф. Э. Шереги. Прогноз образования в России: концепция и эмпирические показатели//Мир России. 2011. № 3. С. 155-181.
  7. Я. И. Кузьминов, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон и др. Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения //Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
  8. Т. Л. Клячко, В. А. Мау. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации//Вопросы образования. 2007. № 3. С. 46-64.
  9. А. А. Самарский, А. П. Михайлов. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М.: Наука, 2001. 320 с.
  10. 10.. А. П. Михайлов, А. П. Петров. Поведенческие гипотезы и математическое моделирование в гуманитарных науках//Математическое моделирование. 2011. Т. 23. № 6. С. 18-32.
  11. А. П. Зубарев, А. К. Скуратов, К. Реймер, И. Н. Чернова. Моделирование возрастной структуры и мобильности научных кадров//Математическое моделирование. 2018. Т. 30. № 3. С. 67-82.
  12. Ю. Н. Орлов, В. М. Суслин. Кинетические уравнения в нелинейных моделях демографии. Препринты ИПМ им. Келдыша РАН, 2001. 047.
  13. Н. Н. Калиткин, П. В. Корякин. Численные методы. Методы математической физики: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Академия, 2013. 304 с.
  14. Министерство науки и высшего образования Российской федерации. Форма ВПО-1 «Сведения о деятельности образовательного учреждения, реализующего программы высшего профессионального образования». https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/statan/stat/highed.
  15. Статистические сборники Росстата. https://uisrussia.msu.ru/stat/Publications/Publications.htm.
  16. Статистические сборники ВШЭ. Индикаторы науки. https://www.hse.ru/primarydata/in2019.
  17. Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. https://rosrid.ru.
  18. Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней».
  19. Всероссийская перепись населения 2010 г. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
  20. Микроперепись населения 2015 г. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html.
  21. Перечень диссертационных советов, не достигших критериальных значений, определенных Планом мероприятий по оптимизации сети диссертационных советов. http://originaldissertations.com/disssoveti4.html.
  22. http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e88a8b45-2482-4cc9-bc90-945571c5d6ee.

 

Авторы