STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России

Цифровая трансформация экономики, сопровождаемая автоматизацией производств и сервисов, распространением безлюдных технологий, может привести к росту безработицы, неравенства и социального исключения. Необходима разработка инструментов адаптации рынков труда, главным из которых является воспроизводство и привлечение человеческого капитала в те сферы, которые в наименьшей степени подвержены указанным рискам. Эту сферу часто обозначают понятием «СТИМ» («STEAM») — наука, технологии, инжиниринг, искусство и математика. По нашим расчетам удельный вес этих специальностей в системе подготовки с позиции текущего набора составляет 24,3% (удельный вес в выпуске — 18,7%), что ниже, чем в ряде развитых стран. Более трети специалистов страны готовят в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Ростовской и Самарской областях. Доля наиболее приоритетных направлений — информационные технологии, робототехника и искусство — составляет всего 8%. Для адаптации не менее значима концентрация специалистов, работающих в сфере информационных технологий (ИТ). Сейчас в ИТ занято чуть более 1,2% работников, при этом более 65% сконцентрировано в 10 ведущих центрах. Согласно эконометрическим расчетам, для увеличения числа этих специалистов в регионах России необходимо расширить информационно-коммуникационную инфраструктуру, увеличить соответствующие возможности системы образования, более активно использовать научно-технологический потенциал и создать условия для предпринимательской деятельности

Ключевые слова: STEM, STREAM, цифровая экономика, регионы России, человеческий капитал, роботизация, четвертая промышленная революция, образование, искусственный интеллект, предпринимательство, национальные проекты, экономика незнания

Список использованных источников

  1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.
  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425.
  3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.». http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
  4. Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf.
  5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. (утр. силу). http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975292.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». http://kremlin.ru/acts/bank/44731.
  8. В. Баринова, С. Земцов, Р. Семенова. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России//Инновации. 2019. № 3. С. 2-13.
  9. M. Ford. Rise of the robots: Technology and the threat of a jobless future. New York: Basic Books, 2015.
  10. С. П. Земцов. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт изучения и предварительные оценки// Вопросы экономики. 2017. № 7. С. 142-157.
  11. С. П. Земцов. Цифровая экономика, риски автоматизации и структурные сдвиги в занятости в России//Социально-трудовые исследования. 2019. № 3. C. 6-17.
  12. С. П. Земцов. Смогут ли роботы заменить людей? Оценка рисков автоматизации в регионах России//Инновации. 2018. №. 4. С. 2-8.
  13. В. А. Баринова, С. П. Земцов, Ю. В. Царева. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России?// Вопросы экономики. 2018. №. 6. С. 92-116.
  14. Y. Kuzminov, P. Sorokin, I. Froumin. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice//Foresight-Russia. 2019. №. 2.
  15. S. Zemtsov, V. Barinova, R. Semenova. The Risks of Digitalization and the Adaptation of Regional Labor Markets in Russia//Foresight-Russia. 2019. №. 2. P. 84-96.
  16. С. П. Земцов, С. А. Адамайтис, В. А. Баринова, В. М. Кидяева и др. Высокотехнологичный бизнес в регионах России (национальный доклад)/Под общ. ред. С. П. Земцова. Вып. 2. М.: РАНХиГС, АИРР, 2019.
  17. R. Kapeliushnikov. The phantom of technological unemployment//Russian Journal of Economics. 2019. №. 1. P. 88-116.
  18. Ю. Вакао, М. Осборн. Прогноз Исследовательского института Номура, 2015. http://robotrends.ru/pub/1549/k-2035-godu-robotysmogut-vypolnit-do-50-vseh-rabot-v-yaponii.
  19. РобоТренды: к 2036 г. в Объединенном Королевстве роботы займут до 11 млн рабочих мест. http://robotrends.ru/pub/1604/k-2036-godu-v-obedinennom-korolevstve-roboty-zaymut-do-11-mln-rabochih-mest.
  20. М. А. Положихина. Цифровая экономика как социально-экономический феномен//Экономические и социальные проблемы России. 2018. № 1. С. 8-38.
  21. И. А. Морозова, А. Ф. Московцев, А. И. Сметанина. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства в условиях цифровой экономики России//Креативная экономика. 2019. № 4. С. 671-684.
  22. The IMD World Digital Competitiveness Ranking, IMD World competitiveness center, 2019. https://www.imd.org/wcc/worldcompetitiveness-center-rankings/world-competitiveness-ranking-2019.
  23. J. H. Chang, P. Huynh. ASEAN in transformation: The future of jobs at risk of automation. Geneva: ILO, 2016.
  24. В. Бутенко, К. Полунин, И. Котов, Е. Сычева и др. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston consulting group, 2017.
  25. Р. И. Капелюшников. Технологический прогресс-пожиратель рабочих мест?//Вопросы экономики. 2017. №. 11. С. 111-140.
  26. The Future of Jobs Report 2018. WEF, 2018. http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf.
  27. Специализированная образовательная онлайн-платформа AllEducationSchools. https://www.alleducationschools.com/resources/steameducation.
  28. T. Berger, C. B. Frey. Did the Computer Revolution shift the fortunes of US cities? Technology shocks and the geography of new jobs// Regional Science and Urban Economics, 2016, V. 57. P. 38-45.
  29. T. Berger, C. B. Frey. Industrial renewal in the 21st century: evidence from US cities//Regional Studies (Received 20 Nov 2014, Published online: 23 Nov 2015), 2017, V. 51, №. 3. P. 404-413.
  30. D. B. Audretsch, M. C. Keilbach, E. E. Lehmann. Entrepreneurship and economic growth. Oxford University Press, 2006.
  31. Министерство науки и высшего образования РФ. Статистическая информация. https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php.
  32. Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ Минобрнауки России). http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo.
  33. STEM Degree-List. http://stemdegreelist.com.
  34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (ред. от 30.08.2019). https://base.garant.ru/70480868.
  35. ЕМИСС. https://fedstat.ru.
  36. Science, Technology, Engineering and Mathematics in the National Interest: A Strategic Approach. Australian Government, Canberra, Office of the Chief Scientist, 2013. https://www.chiefscientist.gov.au/sites/default/files/STEMstrategy290713FINALweb.pdf.
  37. Юбилейный доклад декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова А. А. Аузана «Цифровая экономика: фактор человеческого капитала», 19 сентября 2019 г. https://www.econ.msu.ru/about/comments/Article.20191003151556_6111.
  38. Заочная школа новых технологических компетенций, начало обучения, 2019. https://edu.gov.ru/press/1833/zaochnayashkola-novyh-tehnologicheskih-kompetenciy-nachinaet-obuchenie/?fbclid=IwAR13RhJGujs9_hu5TmEBb86UUBSiIH-IvF_wDjylFDVQ1g44HiGzCgZLBSw.
  39. STEM-strategy «Charting a course for success: America’s strategy for STEM education». Office of Science and Technology Policy & Policy Committee on STEM Education, 2018. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/12/STEM-Education-Strategic-Plan-2018.pdf.
  40. Доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке «Пока еще не слишком поздно», 2000. https://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=glenn_ne_pozdno#foot1.
  41. STEM-образование для всех//Журнал об инновациях в России «Стимул». 11.02.2019. https://stimul.online/articles/sreda/stemobrazovanie-dlya-vsekh-/#.XK1tPvRMUeg.facebook.
  42. Результаты международного исследования PISA 2015. http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_ report.pdf. Основные результаты на официальном сайте исследования: http://www.oecd.org/pisa..
  43. ФИОКО. https://fioco.ru/pisa-2015.
  44. Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев, международный форум Открытые инновации-2019 «Цифровая нация. Трансфер к интеллектуальной экономике». https://iz.ru/934962/pavel-panov/zashchita-lichnosti-medvedev-nazval-osnovnyevyzovy-tcifrovoi-epokhi?fbclid=IwAR1VexoKLWZDTdxJPVFXjq9uM2phhIo91AjKYrwBxSZ9zNn4T4y8WyZNYCw.
  45. SWECOM (Software Engineering Competency Model). https://www.computer.org/volunteering/boards-and-committees/professionaleducational-activities/software-engineering-competency-model#targetText=The%20software%20engineering%20competency%20model,for%20each%20skill%20are%20specified.
  46. https://www.researchgate.net/profile/Roza_Semenova/publication/336890275_Raspredelenie_specialnostej_IT/data/5db910f0a6fdcc2128ebbf20/Raspredelenie-specialnostej-IT.docx.
  47. https://www.researchgate.net/profile/Roza_Semenova/publication/336890089_Raspredelenie_specialnostej_Robototehnika/data/5db911e6a6fdcc2128ebc680/Raspredelenie-specialnostej-Robototehnika.docx.
  48. https://www.researchgate.net/profile/Roza_Semenova/publication/336890091_Raspredelenie_specialnostej_Art/data/5db91256a6fdcc2128ebc7ff/Raspredelenie-specialnostej-Art.docx

Авторы