Цифровая экономика: новые вызовы для системы образования

Объектом исследования являются структурные изменения в системе образования и рынке труда за последние 10-15 лет, которые могут быть связаны с началом цифровой трансформации экономики. В статье анализируется динамика изменений на различных этапах образовательной деятельности в стране. К ним относятся: изменения в итоговой аттестации школьников, в структуре приема в вузы, в трудоустройстве выпускников, в структуре занятости по видам экономической деятельности. Авторы пытаются найти взаимосвязь этих изменений с начавшейся индустриальной и промышленной революций. В результате исследования сделан вывод о неготовности в целом системы образования к новым вызовам цифровой экономики. Это отражается в несбалансированности выбора школьниками предметов ЕГЭ с принципами цифровой экономики, несоответствии рынка образовательных услуг задачам цифровой экономики, невысоком уровне трудоустройства выпускников по специальности, несоответствии структуры занятых требованиям цифровой экономики, недостаточном развитии центров переподготовки работников. Авторы предлагают ряд механизмов для решения указанных проблем, один из которых связан с внедрением научно обоснованных методик прогнозирования потребности в кадрах для новой экономики

Ключевые слова: цифровая экономика, новая индустриализация, динамика рынка образовательных услуг, динамика занятых по видам экономической деятельности, прогнозирование

Список использованных источников

  1. Результаты ЕГЭ за 2010-2019 гг. https://materinstvo.ru/art/rezultaty-egeMaterinstvo.ru.
  2. ЕГЭ пошел в рост. https://rg.ru/2015/06/29/ege-site.html.
  3. ЕГЭ-2016. Как это было. https://www.ucheba.ru/article/3268#.
  4. Результаты ЕГЭ-2018. https://www.ucheba.ru/article/6217#.
  5. Мониторинг качества приема в вузы. https://ege.hse.ru.
  6. Портал мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ: http://vo.graduate.edu.ru/booklet#/?year=2015 &year_monitoring=2016&board=8
  7. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo.
  8. Эксперты оценили уровень трудоустройства выпускников вузов по профилю. https://www.rbc.ru/society/17/06/2019/5d073be99a794764e4ce4a7c.
  9. Мониторинг трудоустройства выпускников вузов модернизируют в 2022 г. https://ria.ru/20190125/1549923142.html.
  10. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). M., 2018. 142 c. https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rab_sila18.pdf.
  11. Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2015-2017 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования. http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#.
  12. Структура занятого населения в возрасте 15-72 лет по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год. http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#.
  13. Ситуация на рынке. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/situaz.pdf.
  14. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников. gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/t6.xls.
  15. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». http://government.ru/info/35568.

Авторы