Цифровая культура, навыки инновационного предпринимательства и управления интеллектуальной собственностью — компетенции будущего

В статье анализируется необходимость постоянного развития у школьников, студентов и квалифицированных специалистов цифровой культуры, навыков инновационного предпринимательства и управления результатами интеллектуальной деятельности в качестве ответа на вызовы новой индустриальной революции. Предметом исследования стали современные образовательные продукты в области управления интеллектуальной собственностью и их влияние на развитие отечественной культуры создания и защиты объектов интеллектуальной собственности. С помощью методов сопоставительного анализа статистических показателей мировой патентной активности были выявлены направления совершенствования подготовки кадров для инновационной экономики. Авторами предлагается формирование комплексной системы обучения, начиная со среднего образования, через высшее к дополнительной профессиональной переподготовке. Рассмотрены существующие проекты по созданию образовательной экосистемы для развития креативного творческого мышления и навыков управления результатами интеллектуальной деятельности у школьников и студентов. Предложены основные перспективы развития данных образовательных траекторий в связи с расширением сфер применения патентной аналитики

Ключевые слова: управление интеллектуальной собственностью, цифровая экономика, образовательная экосистема, высшее образование, магистерские программы, патентные ландшафты

Список использованных источников

  1. База официальной статистической информации «ЕМИСС» — государственная статистика. http://fedstat.ru.
  2. Д. Н. Верзилин, Т. Г. Максимова. Статистические основы мониторинга инновационной безопасности России//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4 (64). С. 120-124.
  3. И. Д. Грачев, И. В. Неволин. Инновационная активность и экономический рост//Инновации. 2019. № 8.
  4. Департамент мониторинга, анализа и прогноза Министерства науки и высшего образования РФ. Статистика. Форма ВПО-1 «Сведения о деятельности образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования». https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/act/dmaip/stat/highed/index.php.
  5. А. И. Дощанова, О. В. Синько. Подготовка кадров для инновационной экономики//Прикладные экономические исследования. 2016. № S2. С. 27-31.
  6. Обучающая программа «Молодежного научно-технического инновационного центра «Новатор». http://www.mntic.ru/nashaprogramma.
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379.
  8. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223702.
  9. Программы для детей и подростков Московской школы изобретателей. http://kozyreva.ucoz.ru/load/moskovskaja_shkola_izobretatalej/45?oprd=1.
  10. Статистика науки и образования. Вып. 2. Результативность научных исследований и разработок. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 133 с.
  11. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Минэкономразвития России. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04.
  12. Н. А. Торгашова. Проблема подготовки кадров для инновационной экономики//Развитие территорий. 2018. № 3 (13).
  13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363.
  14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.».
  15. Уроки патентной грамотности Курской областной научной библиотеки. http://patent.kurskonb.ru/urok.html.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 27.04.08 «Управление интеллектуальной собственностью (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2014 г. № 32135). http://fgosvo.ru/270408.
  17. Федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.
  18. В. Н. Шелудько, А. А. Минина, С. Т. Сидоренко, И. Ю. Соловьев, О. В. Ковальчук. Интеграция ресурсов общего, профессионального и дополнительного профессионального образования как фактор успешности в реализации современных образовательных проектов//Инновации . 2018. № 10.
  19. Эксклюзивное интервью главы Роспатента Григория Ивлиева. https://russian.rt.com/russia/article/458043-rospatent-izobreteniyarossiya.
  20. WIPO. World Intellectual Property Indicators 2019. Geneva: World Intellectual Property Organization, 2019. 224 р.

Авторы