Применение подхода shared governance в российских университетах: постановка проблемы и направления совершенствования

В рамках статьи авторами рассмотрена система принятия решений в структуре управления предпринимательским университетом, реализованная на основе подхода shared governance. Показано, что подход shared governance, в отличие от многих современных подходов управления университетами, позволяет сохранить академический характер высшего учебного заведения, в том числе, при переходе к модели конкурентного управления университетами, сопровождаемого профессионализацией управленческого персонала. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта развития института предпринимательских университетов, авторами сформулирован ряд рекомендаций по внедрению подхода shared governance в российских университетах, в частности, в университетах, участвующих в проекте «5-100»

Ключевые слова: экономика знаний, предпринимательский университет, подход shared governance, проект «5-100»

Список использованных источников

1. О. В. Бычкова. Участие в управлении университетом: научное издание. СПб.: Норма, 2016. – 120 с.

2. О. В. Бычкова. Что такое shared governance?//Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 105 (5). С. 110-121.

3. Е. Б. Кузнецов, А. А. Энговатова. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России//Инновации. 2016. № 5 (211). С. 3-9.

4. П. Маассен. Парадокс в управлении университетом/Под ред. Д. В. Козлова, Н. Г. Малошонок//Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования сб. материалов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. С. 30-40.

5. Г. Розовски. Университет. Руководство для владельца. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. –328 с.

6. R. Alfred. Shared Governance in Community Colleges. Education Commission of the States. 1998. P. 2-9.

7. A. Amaral, A. Magalh es. The Emergent Role of External Stakeholders in European Higher Education Governance/in A. Amaral, G. A Jones, B. Karseth (eds.) op. cit., 2002. P. 1-21.

8. M. Ben-Ruwin. The Corporatization of Shared Governance: The Corporate Challenge and the Academic Response. AAUP Shared Governance Conference and Workshops. 2010. P. 16.

9. B. R. Clark. The organizational saga in higher education// Administrative sci. quart. 1972. Vol. 17. No. 2. P. 178-184.

10. J. A. Douglass. Shared governance at the University of California. Research and Occasional Paper Series. 1998. P. 12.

11. H. Etzkowitz, A. Webster, C. Gebhardt, B. R. Cantisano Terra. The Future of the University and the University of the Future: Evolution of Ivory Tower to Entrepreneurial Paradigm//Research Policy. 2000. Vol. 29. No. 2. P. 313-330.

12. Shared governance in colleges and universities: A statement by the Higher Education Program and Policy Council. AFT Higher Education. 2011. P. 11.

13. S. Kater, J. Levin. Shared Governance in the Community College. The University of Arizona. 2003. P. 37.

14. S. Lapworth. Arresting Decline in Shared Governance: Towards a Flexible Model for Academic Participation//Higher Education Quarterly. 2004. Vol. 58. No. 4. P. 299-314.

15. R. Middlehurst. Leadership Roles and Management Structures in UK Universities//Higher Education Quarterly. 2004. Vol. 58. No. 4. P. 258-279.

16. Poh-Kam Wong, Yuen-Ping Ho, Annette Singh. Towards an «Entrepreneurial University» Model to Support Knowledge-Based Economic Development: The Case of the National University of Singapore//World Development. 2007. Vol. 35. No. 6. P. 941-958.

17. Stanford University. http://www.stanford.edu.

18. University of California, Berkeley. http://www.berkeley.edu.

19. University of North Carolina at Chapel Hill. http://www.unc.edu.

20. http://www.uva.nl/en.

Авторы