Институциональные модели университета в социально-экономических системах. Часть 2

В работах, анализирующих социально-экономические явления, как правило, поднимается вопрос о выборе той или иной модели, которая наиболее полно соответствует целям исследования. Даже тогда, когда применяются несколько моделей, они нацеливаются на раскрытие отдельных сторон исследуемого объекта. Данная работа представляет собой попытку предложить комплексную институциональную модель для исследования многоплановой и многоаспектной деятельности университета в инновационных системах с целью решения вопроса о разработке комплексной модели как совокупности согласованных моделей разного вида, но для одного объекта анализа. Комплексная модель представлена институциональной моделью, которую можно использовать для исследования научно-образовательного комплекса (кластера), университета как института и как организации на разных уровнях анализа. С точки зрения системного подхода, модель включает в себя субмодели состава и структуры с прописанными уровнями и связями. В работе выделены функции инновационной среды и институтов в инновационной системе, представлена субмодель взаимодействий университета в потоке знаний, сформулированы комплексы индикаторов для характеристики процессов в РИС и процессов самого университета. Данные модели могут усложняться и быть количественно описаны с учетом разной степени «строгости» с применением от простых методов статистического анализа до сложных эконометрических методов

Ключевые слова: университет, модель, институциональные функции, системный подход, предпринимательский университет

Список использованных источников

1. Е. А. Монастырный. Структурная модель инновационной системы//Инновации. 2005. № 8. С. 49-54.

2. В. В. Липов. Институциональная комплементарность в формировании и развитии национальных социально-экономических систем стран мира//Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 4. С. 51-67.

3. И. А. Павлова. Университет в инновационных системах макро- и мезоуровней//Вестник науки Сибири: электронный научный журнал. Томский политехнический университет (ТПУ). 2015. № 3 (18). С. 103-123. http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1377/944.

4. B. Schrempf, D. Kaplan, D. Schroeder. National, Regional, and Sectoral Systems of Innovation An overview, Report for FP7 Project «Progress», 2013. – 32 p.

5. J. B. Goddard, P. Chatterton. The Response of Universities to Regional Needs/F. Boekema, E. Kuypers, R. Rutten (eds.). Economic Geography of Higher Education: Knowledge, Infrastructure and Learning Regions, Routledge, London, 2003.

6. J. B. Goddard. Supporting the Contribution of HEIs to Regional Development: Project Overview//OECD IMHE Supporting the Contribution Conference, 6-7 January, 2005, Paris.

7. S. Yusuf, K. Nabeshima. How universities promote economic growth. Washington, D.C: World Bank, 2007. – 289 p.

8. P. Arbo, P. Benneworth. Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions: A Literature Review//OECD Education Working Papers, No. 9, OECD Publishing, 2007. – 114 p.

9. P. S. Benneworth. Higher Education and Regional Economic Engagement, Consultancy Report to the Department for Education and Skills, CURDS, Newcastle upon Tyne, 2006.

10. P. S. Benneworth, G. J. Hospers. Urban Competitiveness in the Knowledge Economy: Universities as New Planning Animateurs, Cambridge to Consett, Working Paper, CURDS, Newcastle upon Tyne, 2006.

11. D. R. Charles, P. S. Benneworth. The Regional Contribution of Higher Education, HEFCE/Universities UK, London, 2001.

12. P. Vaessen, M. Van der Velde. University Knowledge Transfer through Social and Professional Embeddedness: A Case Study/F. Boekema, E. Kuypers, R. Rutten (eds.). Economic Geography of Higher Education: Knowledge, Infrastructure and Learning Regions, Routledge, London, 2003. P. 87-109.

13. R. L. Geiger. Knowledge and Money: American Research Universities and the Paradox of the Marketplace. Stanford: Stanford University Press, 2004.

14. D. A. Wolfe. The role of universities in regional development and cluster formation/G. Jones, P. McCarney, M. Skolnick (Eds.). Creating Knowledge, Strengthening Nations. Toronto: University of Toronto Press, 2005. P. 167-194.

15. J. B. Goddard. Universities and Regional Development — An Overview/Z. Klich (ed.) Universities and Regional Engagement, Southern Cross University Press, Lismore, NSW, 1999. P. 33-46.

16. C. Gunasekara. Reframing the Role of Universities in the Development of Regional Innovation Systems//The Journal of Technology Transfer. 2006. № 31 (1). С. 101-113.

17. B. R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation, Pergamon, IAU Press: Elsevier Science, 1998. – 163 c.

18. И. А. Павлова, Е. А. Монастырный. Комплексное моделирование социально-экономических систем: применение модели институциональных функций научно-образовательного комплекса для анализа предпринимательского университета//Инновации. № 3 (197). 2015. C. 39-44.

19. J. Howells, R. Ramlogan, S-L. Cheng. The Role, Context and Typology of Universities and Higher Education Institutions in Innovation Systems: A UK Perspective. MIoIR Discussion Paper. Manchester: University of Manchester, 2008.

20. Higher Education – Business and Community Interaction Survey. Higher Education Funding Council for England (HEFCE). http://www.hefce.ac.uk/data.

21. U-Map: Overview of indicators and data-elements, by dimension. U Map. The European Classification of Higher Education Institutions. http://u-map.eu/U-Map%20dimensions%20and%20indicators%20detail.pdf.

22. 2014 Indicator Book. U-Multirank. Universities Compared. Your Way. http://pre.umultirank.org/cms/wp-content/uploads/2014/10/Indicatorbook_ranking-indicators.pdf.

23. Основные положения и результаты апробации модельной методологии рейтингования российских вузов. Национальный фонд подготовки кадров. http://ranking.ntf.ru/DswMedia/metodologiyaranjirovaniyairezul-tatyiaprobacii_3110.pdf.

24. Заключения и рекомендации о методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования. Национальный фонд подготовки кадров. http://ranking.ntf.ru/DswMedia/zaklyucheniyairekomendacii_metodologiya.pdf.

25. Д. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с.

26. К. Менар. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. – 160 с.

27. R. Ackoff. My Systems Credo//Systems Practice. 1988. № 1 (3). C. 239-241.

28. H. Etzkowitz. The Triple Helix. University–Industry–Government. Innovation in Action. New York: Routledge, 2008.

29. В. В. Иванов, Н. И. Иванова, Й. Розебум, Х. Хайсберс (ред.). Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

30. И. А. Павлова. Университет в региональной инновационной системе: роли, функции, взаимодействия (на примере Томской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Нск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2016. – 195 c.

31. И. А. Павлова, Е. А. Монастырный. Институциональные модели университета в социально-экономических системах. Ч. 1// Инновации, № 6, 2017. С. 29-38.

Авторы