В статье рассматриваются актуальные вопросы, современного этапа экономического развития Дальнего Востока Российской Федерации. Одним из инструментов данного экономического развития региона является формирование территорий опережающего развития, которые можно рассмотреть как один из возможных путей взаимодействия субъектов Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Отмечаются особенности территорий опережающего развития, критерии отнесения субъектов Дальнего Востока к территориям опережающего развития, и основные преференции для резидентов данных территорий. В статье также приведены алгоритмы по оцениванию перспектив деятельности территорий опережающего развития. На основании проведенных теоретических исследований, определены критерии оценки эффективности деятельности территорий опережающего развития. В результате анализа критериев, была разработана математическая модель по оцениванию эффективности деятельности территорий опережающего развития, которая наглядно продемонстрировала, что при сложившейся экономической ситуации в стране, оптимальное количество территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, при котором достигается максимальный показатель эффективности их деятельности, равняется 8
Ключевые слова: территории опережающего развития, Дальневосточный федеральный округ, Дальний Восток, эффективность деятельности территорий опережающего развития
1. Об итогах председательства России в АТЭС. Институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук. http://www.imemo.ru/files/File/ru/conf/2013/30012013_KADtez.pdf.
2. Игорная зона «Приморье». Официальны сайт Игорной зоны «Приморье». http://www.fgce.ru.
3. Россия и страны АТР заинтересованы в развитии многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества//Журнал «Международная жизнь». https://interaffairs.ru/news/show/12093.
4. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru.
5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации/Под ред. Л. М. Гохберга. Вып. 3. М.: НИУ ВШЭ, 2015.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»//Российская газета. № 6571. 2014.
7. Путин: сотрудничество со странами АТР приоритетно для России. Информационное агентство «Политикус». http://politikus.ru/events/35195-putin-sotrudnichestvo-so-stranamiatr-prioritetno-dlya-rossii.html.
8. Об итогах деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2013 г. и первой половине2014 г. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. http://minvostokrazvitia.ru/upload/kollegiya-DV.pdf.
9. Замедление роста в Китае заметно влияет на мировую экономику//Электронный журнал Deutsche Welle. http://www.dw.com/ru.
10. L. Rubini, M. Di Tommaso, E. Barbieri. Special Economic Zones and Cluster Dynamics: China//International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 2. 2015. P. 207-212.
11. Y. Li, Z. Zhang. Technical Methods of Comprehensive Transportation Plans in the Airport Economic Zone-taking Xiaogan Airport Economic Zone as a Case//Social and Behavioral Sciences. Vol. 96. 2013. P. 182-187.
12. Z. Min, M. Lijun, Z. Bo, Y. Zhihong. Pyramidal structure, political intervention and firms' tax burden: Evidence from China's local SOEs//Journal of Corporate Finance. Vol. 36. 2016. P. 15-25.
13. L. Qing, L. Yi. Firm investment and exporting: Evidence from China's value-added tax reform//Journal of International Economics. Vol. 97 (2). 2015. Р. 392-403.
14. T. Fishman, H. Schandl, H. Tanikawa. The socio-economic drivers of material stock accumulation in Japan's prefectures//Ecological Economics. Vol. 113. 2015. Р. 76-84.
15. W. Yu. Enduring an economic crisis: The effect of macroeconomic shocks on intragenerational mobility in Japan//Social Science Research. Vol. 39 (6). 2010. Р. 1088-1107.
16. J. DeBacker, B. Heim, A. Tran. Importing corruption culture from overseas: Evidence from corporate tax evasion in the United States//Journal of Financial Economics. Vol. 117 (1). 2015. Р. 122-138.
17. G. Squires, S. Hall. Lesson (un)learning in spatially targeted fiscal incentive policy: Enterprise Zones (England) and Empowerment Zones (United States)//Land Use Policy. Vol. 33. 2013. Р. 81-89.
18. J. Ham, C. Swenson. Government programs can improve local labor markets: Evidence from State Enterprise Zones, Federal Empowerment Zones and Federal Enterprise Community//Journal of Public Economics. Vol. 95. 2011. Р. 779-797.
19. L. Reynolds, S. Rohlin. The effects of location-based tax policies on the distribution of household income: Evidence from the federal Empowerment Zone program//Journal of Urban Economics. Vol. 88. 2015. Р. 1-15.
20. B. Park. Spatially selective liberalization and graduated sovereignty: Politics of neo-liberalism and «special economic zones» in South Korea//Political Geography. Vol. 24 (7). 2005. P. 850-873.
21. H. Park, E. Rene, S. Choi, A. Chiu. Strategies for sustainable development of industrial park in Ulsan, South Korea — From spontaneous evolution to systematic expansion of industrial symbiosis//Journal of Environmental Management. Vol. 87. 2008. P. 1-13.
22. J. Kim. Tax reform issues in Korea//Journal of Asian Economics. Vol. 16 (6). 2005. P. 973-992.
23. K. Kim, E. Kim. The impact of alternative tax systems on regional disparities in Korea//Habitat International. Vol. 29 (2). 2005. P. 183-195.
24. Y. Lim. Tax avoidance, cost of debt and shareholder activism: Evidence from Korea//Journal of Banking & Finance. Vol. 35 (2). 2011. P. 456-470.
25. Об утверждении Концепции инвестиционного развития Томской до 2025 г. (с прогнозом до 2030 г.). Администрация области Томской области. http://www.investintomsk.com/files/doc/rato_ot_29_12_2014_957-ra_koncepciya_invest_razvitiya_to.pdf.
26. Территории опережающего социально-экономического развития. Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. http://minvostokrazvitia.ru.
27. J. Wang. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities//Journal of Development Economics. Vol. 101 (2). 2013. P. 133-147.
28. M. Levien. Regimes of Dispossession: From Steel Towns to Special Economic Zones//Development and Change. Vol. 44 (2). 2013. P. 381-407.
29. C. Long, X. Zhang. Cluster-based industrialization in China: Financing and performance//Journal of International Economics. Vol. 84 (12). 2011. P. 112-123.
30. M. Levien. The land question: Special economic zones and the political economy of dispossession in India//Journal of Peasant Studies. Vol. 39(3-4). 2012. P. 933-969.