Инновационное развитие «газелей» и «нового бизнеса» в России: структурный аспект

Предметом статьи являются управленческие отношения, возникающие в процессе инновационного развития сравнительно новых субъектов хозяйствования в России — «газелей» и «нового бизнеса» (создателей «голубых океанов» — неизвестных, свободных от конкуренции пространств, то есть отраслей, которые только формируются). Использован подход, позволяющий комплексно исследовать характеристики инновационного развития этих видов бизнеса в общем экономическом пространстве, а также прикладные методы — сравнительный и факторный анализ, бенчмаркинг. Их применение опирается на обширную информационную базу, в том числе с использованием признанных рейтингов ведущих рейтинговых агентств России (например, Эксперт-РА), что обеспечило репрезентативность результатов исследования, аргументированность оценок, достоверность выводов по статье. Структурный аспект инновационного развития этих субъектов включает комплекс выделенных авторами оценочных характеристик: для «газелей» — отраслевая принадлежность, факторы инновационного развития, характеристики успеха «газелей», использующих технологические инновации, территориальное размещение; для «нового бизнеса» — вид деятельности, приоритетный тип инноваций, условия развития «нового бизнеса», использующего технологические инновации, структура стартовых вложений, социальный статус предпринимателей и их клиентов, организационно-правовая форма, численность работников, особенности продвижения продукции, специфика эффекта в сопряженных отраслях, территориальное размещение, вовлеченность в процесс глобализации. Таким образом, актуализирована и исследована проблема специфики инновационного развития российских «газелей» и «нового бизнеса», представленная в совокупности их количественных и качественных характеристик. Результаты исследования могут быть применены в работе органов исполнительной государственной власти федерального и регионального уровней при формировании инновационной стратегии, стратегическими инвесторами, быстрорастущими малыми и средними инновационными предприятиями, а также высшими учебными заведениями в качестве специальных курсов

Ключевые слова: малый и средний бизнес, «газели», «новый бизнес», инновационное развитие, инвестиции, отрасль, регион

Список использованных источников

1. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2013 гг. и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу. http://www.uppp.rkomi.ru/content/9002.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон принят Государственной Думой 24.07.2007 г. № 209-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. № 265-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации 04.04.2016 г. № 265//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Т. Гурова, А. Виньков, Ю. Полунин, А. Юданов. Делать средний бизнес//Эксперт. № 10 (599). 2008. http://expert.ru/expert/2008/10/delat_sredniy_biznes.

5. В. О. Колмагоров, Ю. В. Хлебенкова. Быстрорастущие компании «газели» — точки роста современной российской экономики//Энергия молодых — экономике России: Сборник научных трудов XIII международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Ч. 1. Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. С. 94-95.

6. Ю. Полунин, А. Юданов. Хрупкая сила среднего бизнеса//Эксперт. № 20. 2013. http://expert.ru/expert/2013/20/hrupkayasila-srednego-biznesa.

7. М. Тотина. Легко ли быть «газелью»? Деловой портал Южного Урала «Курс дела». 2012. http://www.kursdela.biz/journal/9534.

8. N. I. Antipina, M.I. Berkovich. Innovative Development of the RF Economic Entities: Structural Aspect//Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 7. № 2. March 2016. P. 80-89.

9. Ч. Ким, Р. Моборн. Стратегия голубого океана. Как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов. http://www.digest.kyivstar.ua/static/uploads/pdf/Blue_ocean_strategy.pdf.

10. Кандидаты в чемпионы: что такое средние технологические компании в России и как их может поддержать государство, декабрь 2015. http://www.ratingtechup.ru/rate/analytics.

11. Новый бизнес. http://expert.ru/dossier/story/novyij-biznes.

12. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 02.06.2016 г. № 1083-р//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

13. Н. И. Антипина, М. И. Беркович. Институциональное обеспечение инновационной деятельности на мезоэкономическом уровне: структурно-оценочный аспект. Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2014. – 220 с.

14. А. Механик. Citius, Altius, Fortius!//Эксперт. № 1-2. 2016. http://expert.ru/expert/2016/01/citius-altius-fortiusix.

15. Ассоциация инновационных регионов России. http://www.i-regions.org/association/regions-airr.

16. http://www.exoatlet.ru/#!people/cjg9.

17. http://coworkstation.ru.

Авторы