В статье предложен подход, позволяющий распознать компанию – ядро будущего инновационно-индустриального кластера для того, чтобы впоследствии расширить этот вид бизнеса до пилотного кластера региона. Для этого предлагается использовать мультипликаторы балансовой стоимости, мультипликатор Q Тобина и мультипликаторы выручки. Они позволяют выяснить, сможет ли в ближайшем будущем исследуемая компания стать ядром будущего потенциального кластера. Также с помощью мультипликаторов можно проверить, соответствует ли крупная компания теперешней позиции «ядро кластера». Для этого ее мультипликатор балансовой стоимости сравнивается со спрэдом доходности, а мультипликаторы выручки с маржей прибыли. В случае низких значений мультипликаторов и высоких спрэде доходности и марже прибыли, а также если мультипликатор Q Тобина больше 1, компания является недооцененной на фондовом рынке и в ближайшие годы будет развиваться более стремительными темпами, чем другие компании отрасли или кластера. В результате были получены следующие практические выводы. Сравнение ОАО «ГАЗ» с двумя типовыми компаниями, работающими в той же отрасли, т. е. ОАО «АвтоВАЗ» и ПАО «КАМАЗ», показало, что данная компания обоснованно выбрана ядром Нижегородского индустриального инновационного кластера. Кроме того, сравнивая полученные таким образом оценки бренда ОАО «ГАЗ» в 89,32 и 97,29% от расчетной ценности компании, в работе сделан вывод, что ценность бренда — показатель не абсолютный, а относительный
Ключевые слова: кластер, ядро кластера, мультипликатор балансовой стоимости, мультипликатор выручки, ценность бренда компании
1. В. А. Богомолов, А. В. Сурина. Использование модели для оценки уровня распространения знаний//Научно-технические ведомости. Информатика. Телекоммуникации. Управление. № 2. 2011.
2. Ю. Бригхем, Л. Гапенски. Финансовый менеджмент: полный курс. В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2005.
3. Н. Н. Волкова, Т. В. Сахно. Промышленные кластеры. Полтава: АСМИ, 2005.
4. В. А. Гневко, В. Е. Рохчин. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления//Пространственная экономика. № 5. 2004.
5. Ю. В. Громыко. Что такое кластеры и как их создавать//Альманах «ВОСТОК». № 1, июнь 2007. http://www.situation.ru.
6. А. Дамодаран. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
7. В. П. Дьяконов. Mathematica 5/6/7. Полное руководство. М.: ДМК Пресс, 2010.
8. Е. С. Егорова. Анализ процесса кластеризации и взаимодействия предприятий кластеров в России//Управление экономическими системами: электронный журнал. № (71) УЭкС, 11/2014. http://uecs.ru/marketing/item/3170-2014-11-21-06-31-16.
9. Б. Т. Кузнецов. Инвестиции. М.: Юнити-Дана, 2006.
10. М. А. Лимитовский. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: учеб.-практич. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2008.
11. Е. Г. Патрушева, Е. А. Большакова. Оценка экономической эффективности регионального инновационного кластера//Управление экономическими системами: электронный журнал. № (76) УЭкС, 4/2015. http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/ item/3443-2015-04-15-13-20-03.
12. А. М. Половко. Mathematica для студента. СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
13. М. Э. Портер. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
14. Г. И. Просветов. Математические методы и модели в экономике: задачи и решения: учеб.-практич. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2012.
15. Дж. Рош. Стоимость компании: от желаемого к действительному. Минск: Гревцов Паблишер, 2008.
16. О. С. Федоренко. Активизация инвестиционной деятельности на основе кластерного подхода//Управление экономическими системами: электронный журнал. № (24) УЭкС, 4/2010. http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/237-2011-03-24-12-20-16.
17. А. Швецов. Пространственный кластер как инструмент активизации инновационного развития//Проблемы теории и практики управления. № 4. 2014.
18. С. Н. Яшин, Е. В. Кошелев, С. А. Макаров. Анализ эффективности инновационной деятельности: учеб. пособие. СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
19. И. Л. Туккель, С. А. Голубев, А. В. Сурина, Н. А. Цветкова. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий/Под ред. И. Л. Туккеля. СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
20. Программа развития Нижегородского индустриального инновационного территориального кластера 2012. Сайт Российской кластерной обсерватории. 2015. http://cluster.hse.ru/clusters/69.
21. И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин. Управление инновационными проектами: учебник/Под ред. И. Л. Туккеля. СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
22. E. M. Bergman, E. J. Feser. Industrial and Regional Clusters:Concepts and Comparative Applications. Morganton, WV, Regional Research Institute, West Virginia University, 1999.
23. H. Itami. Mobilizing Invisible Assets. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1987.
24. Сайт Группы «Московская биржа». http://moex.com.
25. Сайт ОАО «АвтоВАЗ».http://www.lada.ru.
26. Сайт ОАО «Группа ГАЗ». http://gazgroup.ru.
27. Сайт ПАО «КАМАЗ». http://www.kamaz.ru.