Категория «инновационное пространство» в инновационной парадигме высшей школы: концептуальные положения расширения инновационного пространства вуза

Расширение инновационного пространства вузов является одной из актуальных и малоизученных проблем в научной литературе. Зачастую эту глубокую феноменологическую проблему подменяют более узкими, практико-ориентированными исследованиями, заточенными на решение сиюминутных задач повышения эффективности инновационной деятельности вуза, например, за счет увеличения числа инновационных проектов на базе имеющихся научных школ, либо за счет умножения студенческих стартапов в вузе, развитие которых обычно заканчивается на стадии инкубирования и не имеет своего продолжения через их включение в инновационную систему страны, из-за чего вузы не вносят достойного вклада в национальную экономику. Вместе с тем, опыт наиболее продвинутых вузов развитых стран показывает, что современная высшая школа поднялась на более высокую ступень своего развития благодаря осуществлению полноценной инновационной деятельности, которая позволяет вузам встраиваться как в национальную, так и в мировую инновационную систему. Достаточно показательным в этой связи является история Кремниевой долины, появившейся на базе Стэндфордского университета и ставшей примером успешного создания эффективной системы по производству и внедрению инноваций в области микроэлектроники, обеспечив быстрое развитие и последующее расширение инновационного пространства вуза, закрепив за ним признание мирового лидера на многие десятилетия. Исследованию проблемы пространственного расширения масштабов инновационной деятельности современных вузов, уточнению понятийного аппарата и теоретическому обоснованию концептуальных положений подобной инновационной экспансии высшей школы посвящена данная статья. В основу статьи положена ранее представленная научному сообществу исследовательская работа автора, проделанная совместно с проф. В. И. Лячиным, и посвященная категориальному определению феномена инновационного пространства [1], в связи с чем, данная статья содержит некоторые повторы из этой, более ранней работы, что является необходимым для сосредоточения на новых аспектах рассматриваемой в прошлом проблемы, касающихся уточнения ключевых концептов исследования, таких как: «инновационное пространство вуза» и «расширение вузовского инновационного пространства». При этом значительное внимание уделено доработке методологических подходов к категоризации инновационного пространства, которые представлены в данном исследовании в более развернутом виде, что позволило не только уточнить и углубить смысловое содержание ранее введенного понятия, но и получить развернутую дефиницию искомой категории «инновационное пространство вуза». Статья носит главным образом теоретико-методологический характер, поэтому в ней содержатся лишь наиболее общие выводы и положения, способные дополнить методологию и теорию познания процесса расширения инновационного пространства высшей школы, а не конкретные рекомендации, предназначенные для решения частных проблем функционирования вузовской инновационной системы

Ключевые слова: категориальное определение понятий «инновационное пространство» и «инновационное пространство вуза», расширение инновационного пространства вуза

Список использованных источников

  1. Воейкова О. Б., Лячин В. И. Категориальное определение инновационного пространства//Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева. 2015. Т. 16, № 4. С. 1014–1021.
  2. Воейкова О. Б. Концептуальное видение нового университета в работах современных ученых: типология концепций инноватизации высшей школы/Экономика науки, т. 6, № 3. Изд-во РАНХиГС, Москва, 2020. С. 186–198.
  3. Васин В. А., Миндели Л. Э. Пространственные аспекты формирования и развития национальной инновационной системы/Инновации, № 11 (157), С-Петербург, 2011, С. 24–34.
  4. Данилова И. В., Килина И. П. Инновационное пространство: теоретические и методические аспекты/Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 7 (25). Изд-во Кисловодский институт экономики и права, Кисловодск, 2019, С. 11–17.
  5. Красоченкова Н. П. Национальное инновационное пространство в экономике знаний: понятие, содержание и формирование/Управленческие науки, т. 19, вып. 2. Изд-во Финансового университета, Москва, 2016. С. 6–11.
  6. Войтов А. Г. Проблемы методологии экономической науки. 2‑е изд. М., 2017. 286 с.
  7. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 541 с.
  8. Эйнштейн, А. Относительность и проблема пространства. М.: Мир и физика, 2003. 251 с.
  9. Румянцев А. А. Основные свойства и проблемные поля научно-инновационного пространства региона/Пространственная экономика, № 2, Изд-во ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск,2013, С. 103–117.
  10. Бендь А. С. Инновационная среда региона: структура, организация, управление: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 «Экон. и управл. народным хозяйством: управление инновациями; региональная экономики» [ГОУ ВПО Волгогр. гос. ун-т]. — Волгоград: 2006. 24 с.
  11. Гойло В. С. Политическая экономия интеллектуального труда/Мировая экономика и международные отношения, № 11, Изд-во ИМЭМО РАН, Москва, 1994, С. 137–146.
  12. Семенов А. В. Общая характеристика элементов и факторов инновационной среды/Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки, № 132, 2011, С. 198–202.
  13. Семенов А. В. Основные факторы и свойства инновационной среды/Российское предпринимательство [Электронный ресурс], № 18 (240), 2012, С. 54–59. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/25074/ (Дата обращения: 14.03.2021).
  14. Яковец, Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века. — М.: Экономика, 2011. 382 с.
  15. Волков А. Т. Инновационная инфраструктура вуза. М.: Изд-во МАКС Пресс, 2011. 236 с.
  16. Летников Ф. А. Государство — открытая неравновесная динамическая система. Синергетический аспект/Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, № 2 (18), Изд-во Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, 2008, С. 162–167.

Авторы