Расширение инновационного пространства вузов является одной из актуальных и малоизученных проблем в научной литературе. Зачастую эту глубокую феноменологическую проблему подменяют более узкими, практико-ориентированными исследованиями, заточенными на решение сиюминутных задач повышения эффективности инновационной деятельности вуза, например, за счет увеличения числа инновационных проектов на базе имеющихся научных школ, либо за счет умножения студенческих стартапов в вузе, развитие которых обычно заканчивается на стадии инкубирования и не имеет своего продолжения через их включение в инновационную систему страны, из-за чего вузы не вносят достойного вклада в национальную экономику. Вместе с тем, опыт наиболее продвинутых вузов развитых стран показывает, что современная высшая школа поднялась на более высокую ступень своего развития благодаря осуществлению полноценной инновационной деятельности, которая позволяет вузам встраиваться как в национальную, так и в мировую инновационную систему. Достаточно показательным в этой связи является история Кремниевой долины, появившейся на базе Стэндфордского университета и ставшей примером успешного создания эффективной системы по производству и внедрению инноваций в области микроэлектроники, обеспечив быстрое развитие и последующее расширение инновационного пространства вуза, закрепив за ним признание мирового лидера на многие десятилетия. Исследованию проблемы пространственного расширения масштабов инновационной деятельности современных вузов, уточнению понятийного аппарата и теоретическому обоснованию концептуальных положений подобной инновационной экспансии высшей школы посвящена данная статья. В основу статьи положена ранее представленная научному сообществу исследовательская работа автора, проделанная совместно с проф. В. И. Лячиным, и посвященная категориальному определению феномена инновационного пространства [1], в связи с чем, данная статья содержит некоторые повторы из этой, более ранней работы, что является необходимым для сосредоточения на новых аспектах рассматриваемой в прошлом проблемы, касающихся уточнения ключевых концептов исследования, таких как: «инновационное пространство вуза» и «расширение вузовского инновационного пространства». При этом значительное внимание уделено доработке методологических подходов к категоризации инновационного пространства, которые представлены в данном исследовании в более развернутом виде, что позволило не только уточнить и углубить смысловое содержание ранее введенного понятия, но и получить развернутую дефиницию искомой категории «инновационное пространство вуза». Статья носит главным образом теоретико-методологический характер, поэтому в ней содержатся лишь наиболее общие выводы и положения, способные дополнить методологию и теорию познания процесса расширения инновационного пространства высшей школы, а не конкретные рекомендации, предназначенные для решения частных проблем функционирования вузовской инновационной системы
Ключевые слова: категориальное определение понятий «инновационное пространство» и «инновационное пространство вуза», расширение инновационного пространства вуза