Финансово-институциональная модель как инструмент анализа государственной поддержки инжиниринговых проектов

Статья посвящена методическим вопросам разработки финансово-институциональной модели для оценки проекта в бизнес-планировании. На примере проекта создания Национального центра инжиниринга и испытаний катализаторов в Новосибирске показаны структурные элементы модели, позволяющие учесть влияние на ЧДД и бюджетную эффективность вариации технико-экономических параметров проекта, а также сценариев государственной поддержки. Показано, что модель в имитационном режиме расчетов позволяет подобрать вариант мер государственной поддержки в регионе дислокации проекта, в котором показатели коммерческой и бюджетной эффективности проекта становятся взаимоприемлемы для государства и бизнеса. Повышение ЧДД проекта и снижение налоговой нагрузки будет стимулировать участие акционеров из сфер: производства, науки и образования. Консолидация инвестиционных ресурсов частного бизнеса и государства повысит вероятность сочетания коммерческой и народно-хозяйственной эффективности проекта создания каталитического кластера

Ключевые слова: проект, эффективность, модель, Новосибирск, кластер, условия государственной поддержки, налоговая нагрузка

Список использованных источников

  1. П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Дело АНХ, 2008. 888 с.
  2. Н. В. Горбачева, А. В. Евсеенко, Т. С. Новикова, Д. В. Суслов, Г. А. Унтура, А. В. Шмагирев. Государственно-частное партнерство: оценка паритетности взаимодействия участников инновационных проектов//Инновации. 2013. № 5. С. 45-55.
  3. Н. В. Горбачева, Г. А. Унтура. Оценка влияния государственной поддержки на финансовые результаты инновационных проектов государственно-частного партнерства//Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 13. № 4. С. 105-134.
  4. Н. В. Горбачева. Оценка экономического неравенства в государственно-частных партнерствах в промышленности// Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 317-342.
  5. М. А. Гершман. Российские инжиниринговые организации: подходы к идентификации и оценке эффективности деятельности//Вопросы статистики. 2013. № 2. С. 53-62.
  6. Инновации напрямую зависят от инжиниринговых компаний// Новости GMP. 2013. 24 июля. http://gmpnews.ru/2013/07/innovacii-napryamuyu-zavisyat-ot-inzhiniringovyx-kompanij.
  7. Р. И. Зинурова, Ч. А. Мисбахова, А. А. Стародубова. Оценка результатов и эффективности процесса участия инжиниринговых компаний в работе технологических платформ в российской федерации//Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2017. Серия «Социальные науки». № 3 (47). С. 29-35.
  8. Инновационный потенциал научного центра: методологические и методические проблемы анализа и оценки/Отв. ред. В. И. Суслова, науч. ред. Н. А. Кравченко, Г. А. Унтура; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2007. 275 с.
  9. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. 32 с.
  10. Н. А. Кравченко, В. Д. Маркова. Мультиагентные взаимодействия в региональной инновационной системе//Инновации, 2018, № 6. С. 51-55.
  11. И. Д. Лифанов, А. И. Шинкевич. Специфика и перспективы развития инжиниринговых услуг в инновационной сфере//Российское предпринимательство. 2014. № 19 (265). С. 16-27.
  12. В. Д. Маркова Проблемы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности//Инновации. 2016. № 3. С. 39-41.
  13. М. А. Гершман, Л. М. Гохберг, И. А. Кузнецова и др. Мониторинг рынка инжиниринга и промышленного дизайна в России/Науч. ред. Л. М. Гохберг, В. С. Осьмаков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 128 с.
  14. Навигатор мер государственной поддержки развития промышленности. https://gisp.gov.ru/support-measures/list/9185497.
  15. Т. С. Новикова. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) СО РАН, 2005. 221 с.
  16. Д. В. Рыбец, Е. И. Босин. Этапы развития инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг на мировом рынке// Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 1. С. 101-111.
  17. Г. А. Унтура. Стратегическое партнерство в научно-технической сфере регионов (на примере Новосибирского научного центра СО РАН)// Регион: экономика и социология. 2018. № 4. С. 192-227.
  18. В. З. Черняк, А. В. Черняк, И. В. Довдиенко. Бизнес-планирование. М.: Издательство РДЛ, 2004. 272 с.
  19. М. В. Хайруллина. Роль инжиниринговых компаний в модернизации металлургии и машиностроения региона (на примере Новосибирской области)//Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 10. С. 1197-1212.
  20. А. Berezin, S. Bruno, S. Gorodnov, N. Gorodnova. Efficiency Assessment of Public-Private Partnership (PPP) Projects: The Case of Russia//Sustainability. 2018, 10, 3713. http://dx.doi.org/10.3390/su10103713.
  21. N. O. Kapustin, D. A. Grushevenko. Exploring the implications of Russian Energy Strategy project for oil refining sector//Energy Policy. 2018. Vol. 117. P. 198-207. https://www.eriras.ru/files/Exploring_the_implications_of_Russian_Energy_Strategy_project_for_oil_refining_sector.pdf
  22. A. El-Temtamy Seham, S. Gendy Tahani. Economic evaluation and sensitivity analysis of some fuel oil upgrading processes//Egyptian Journal of Petroleum. 2014. P. 397-407. https://www.researchgate.net/publication/266913907_Economic_evaluation_and_sensitivity_analysis_of_some_fuel_oil_upgrading_processes.
  23. V. V. Kuleshov, G. A. Untura, V. D. Markova. Towards a knowledge economy: the role of innovative projects in the reindustrialization of Novosibirsk oblast//Regional Research of Russia. 2017. Vol. 7. Is. 3. P. 215-224.
  24. D. S. Siegel, V. Zervos. Strategic research partnerships and economic performance: empirical issues//Science and Public Policy. 2002. Vol. 29, no. 5. P. 331-343.
  25. O. Vedernikov. Effective oil refining through innovative cracking and hydro-processing catalysts: operational experience and prospects for development. Gazprom Neft PJSC. http://www.wraconferences.com/wp-content/uploads/2016/12/14.10-oleg-Vedernikov-Саммит-СНГ_En14.10-Oleg-g-HLG231116.pdf
  26. http://www.xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/oez-all.
  27. Закон Новосибирской области от 29.06.2016 г. № 75-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» (с изменениями и добавлениями).
  28. Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 г. № 104-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области».
  29. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
  30. Правительство Республики Татарстан в рамках Инвестиционного меморандума заключает с предприятиями соглашение о поддержке приоритетного для республики инвестиционного проекта в виде установления на период действия соглашения льгот по налогам:на имущество (0,1% вместо 2,2 %) и на прибыль (15,5% вместо 20%). http://www.xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/lgoty-nalog-tatarstan-2015.
  31. Методические рекомендации по заполнению формы «Плановые финансово-экономические показатели» проекта. Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 г. № 104-П. Окупаемость проекта рассчитывается как разница между инвестиционными затратами в форме кап.вложений без НДС и суммой чистой прибыли по проекту и амортизации основных фондов, используемых в проекте (п. 21 Приложения 2).

Авторы