Трансфер технологий является одной из основных форм продвижения инноваций. Во многих компаниях, университетах и государственных организациях существуют центры трансфера технологий, предназначенные для определения исследований, которые имеют коммерческий потенциал по их использованию. В настоящей статье рассматривается роль научно-технических спинофф-предприятий в процессе трансфера технологий, уточняется определение научно-технического спинофф-предприятия, и систематизируется многообразие научно-технических спинофф-предприятий по классификационным признакам, а также рассмотрены эффективные способы поддержки целевого технологического развития
Ключевые слова: научно-техническое спинофф-предприятие; трансфер технологий; знания; академическая деятельность; инновации; коммерциализация инноваций; интеллектуальная собственность; университет
1. F. Riesenhuber, A. Walter, M. Auer. Akademische Spin-offs: Eine empirische Untersuchung zum Umgang mit technischer Unsicherheit und der Steigerung des Wachstums//Zeitschrift für Betriebswirtschaft. 2006. Vol. 76. № 4. P. 117-139.
2. D. Blair, D. Hitchens. Campus companies — UK and Ireland. Aldershot: Ashgate, 1998.
3. S. Shane. Encouraging university entrepreneurship? The effect of the Bayh-Dole Act on university patenting in the United States//Journal of Business Venturing. 2004. Vol. 19. № 1. P. 127-151.
4. R. Deshpandé, J. Farley, F. W. Jr. Corporate Culture Customer Orientation, and Innovativeness in Japanese Firms: A Quadrad Analysis//The Journal of Marketing. 1993. Vol. 57. № 1. P. 23-37.
5. T. C. Knecht. Universitäten als Inkubatororganisationen für innovative Spinoff Unternehmen: Ein theoretischer Bezugsrahmen und die Ergebnisse einer empirischen Bestandsaufnahme in Bayern. Köln: Förderkreis Gründungs- Forschung, 1998.
6. E. Roberts, D. Malone. Policies and structures for spinning off new companies from research and development organizations//R&D Management. 1996. Vol. 26. № 1. P. 17-48.
7. R. O’Shea et al. Entrepreneurial orientation, technology transfer and spinoff performance of US universities//Research Policy. 2005. Vol. 34. № 7. P. 994-1009.
8. G. Unterkofler. Erfolgsfaktoren innovativer Unternehmensgründungen: ein gestaltungsorientierter Lösungsansatz betriebswirtschaftlicher Gründungsprobleme. Frankfurt am Main: Lang, 1989.
9. К. А. Марков. Коммерциализация научных исследований в университетах США//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. Т. 5. С. 22-30.
10. J. Weatherston. Academic Entrepreneurs: Is a spin-off Company too risky//Proceedings of the 40th International Council on Small Business, 1995.
11. R. Lowe, A. Ziedonis. Overoptimism and the performance of entrepreneurial firms//Management Science. 2006. Vol. 52. № 2. P. 173-186.
12. A. Saxenian. The Limits of Autarky: Regional Networks and Industrial Adaptation in Silicon Valley and Route 128//HUD Roundtable on Regionalism, 1994.
13. J. Egeln et al. Spinoff-Gründungen aus der öffentlichen Forschung in Deutschland. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2003.
14. A. Walter. Technologietransfer zwischen Wissenschaft und Wirtschaft: Voraussetzungen für den Erfolg. Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag, 2003.
15. P. Kirwan, P. Van Der Sijde, A. Groen. Assessing the needs of new technology based firms (NTBFs): An investigation among spin-off companies from six European Universities. 2006. P. 173-187.
16. K. Samson, M. Gurdon. University scientists as entrepreneurs: a special case of technology transfer and high-tech venturing//Technovation. 1993. Vol. 13. № 2. P. 63-71.
17. H. Hoang, B. Antoncic. Network-Based Research in Entrepreneurship: A Critical Review//Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18. № 2. P. 165-187.
18. K. C. Robinson, P. P. McDougall. Entry barriers and new venture performance: A comparison of universal and contingency approaches//Strategic Management Journal. 2001. Vol. 22. № 6/7. P. 659-685.
19. B. Kriegesmann. Unternehmensgründungen aus der Wissenschaft: Eine empirische Analyse zu Stand, Entwicklungen und institutionellen Rahmenbedingungen in außeruniversitären Forschungseinrichtu//Zeitschrift für Betriebswirtschaft. 2000. Vol. 70. № 4. P. 397-414.
20. L. G. Zucker, M. R. Darby, J. S. Armstrong. Commercializing knowledge: University science, knowledge capture, and firm performance in biotechnology//Management science. 2002. Vol. 48. № 1. P. 138-153.
21. P. Albert, P. Mougenot. La création d’entreprises high-tech//Revue française de gestion. 1988. Vol. 68. P. 106-118.
22. F. Pirnay, B. Surlemont, F. Nlemvo. Toward a typology of university spin-offs//Small Business Economics. 2003. № 21. P. 355-369.
23. A. Lockett, G. Murray, M. Wright. Do UK venture capitalists still have a bias against investment in new technology firms//Research Policy. 2002. Vol. 31. № 6. P. 1009-1030.
24. С. Г. Емельянов, В. А. Кабанов, С. С. Кужель, И. А. Корольков. Теоретические основы и инструменты управления инновациями: монография. Старый Оскол: ТНТ, 2010. 183 с.
25. Д. Н. Суслов. Научно-техническое спинофф-предпринимательство и его роль в инновационной системе: монография. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева, 2014. 82 с.