Эволюция понятия «предпринимательский потенциал»

В научном сообществе все острее встает дискуссионный вопрос о сущности понятия «предпринимательский потенциал» и определении его, как самостоятельной дефиниции. Его высокий уровень, в том числе характеризует спрос на инновации, однако на сегодняшний день отсутствует четкий понятийный аппарат в данной области. В связи с этим в данной статье представлены результаты первого этапа исследования проблем формирования и развития предпринимательского потенциала региона. На основе литературного обзора выделены тенденции и подходы к определению предпринимательского потенциала в отечественной практике, обозначены их ограничения и недостатки, рассмотрена история формирования и развития понятия с древнейших времен по настоящее время, а также проведена параллель с развитием исходных понятий предпринимательство и потенциал. В результате предложен интегративный подход к определению понятия, как многофакторной совокупности на разных уровнях и сформулировано авторское определение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теоретической модели формирования предпринимательского потенциала и оценки.

Ключевые слова: предпринимательский потенциал, предпринимательство, Россия

Список использованных источников

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. М., 1975. С. 108-120, 349.

2. К. М. Ахохов. Стратегия развития предпринимательского потенциала региона (на материалах Кабардино-Балкарской Республики). Дис. ... к. э. н.: 08.00.05. Нальчик, 2006. – 176 c.

3. А. А. Базиков, Я. В. Сергиенко. Предпринимательский потенциал: опыт и перспективы развития в России//Вестн. ОРЕЛГИЭТ. № 20. 2012. С. 3-8. http://old.orelgiet.ru/monah/1_20_11_12.pdf.

4. Н. А. Беззубенкова. Формирование и развитие предпринимательского потенциала малого бизнеса (на примере Оренбургской обл.). Дис. ... к.. э. н.: 08.00.05. М., 2006.

5. А. Г. Войтов, А. А. Беседин. Экономический словарь. М.: Мин-во путей сообщ., 1998.

6. Г. О. Греф. Малое предпринимательство в Российской Федерации. http://www.dvopp.ru/arhiv-hkoop/vazhno.

7. С. Ю. Ерохина. Предпринимательский потенциал населения региона//Экономика региона: проблемы и перспективы развития. № 1 (53). 2011. С. 42-50.

8. Итоги заседания Госсовета по проблемам малого и среднего бизнеса от 8 апреля 2015 г. http://spmag.ru/news/2015/04/08/itogi-zasedaniya-gossoveta-po-problemam-malogo-i-srednegobiznesa.

9. Е. Е. Колчанова. Разработка организационно-экономического механизма развития предпринимательского потенциала персонала организаций кооперации. Дисс. ... к. э. н.: 08.00.05. М., 2009.

10. Г. А. Минов. Теоретические аспекты применения понятия «предпринимательский потенциал» в современных условиях// Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, № 5, 2011.

11. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Индрик, 2001.

12. О. Ш. Петросян. Формирование благоприятной предпринимательской сферы региона: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 207 с.

13. Ю. И. Сизов, В. Л. Федорченко и др. Предпринимательство: энциклопедический словарь. Волгоград: Издатель, 2008. – 264 с.

14. Е. А. Реанович. Смысловые значения понятия «потенциал»//Экономические науки. Декабрь 2012.

15. Н. Ф. Сабирзянова. Предпринимательский потенциал современной городской молодежи: факторы развития. Дис. ... к. соц. н.: 22.00.03. Казань, 2001. – 130 с.

16. Б. В. Салихов, В. О. Самойлов. Частная собственность как социально-экономическая основа реализации предпринимательского потенциала//Финансы и кредит. № 15. 2006.

17. А. Я. Степанов, Н. В. Иванов. Категория «потенциал» в экономике//Энциклопедия маркетинга. http://www.marketing.spb.ru/read/article/a66.htm.

18. И. А. Хисамутдинов. Основы экономики и теории рынка: учебное пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. – 734 с.

19. И. Е. Чепляева. Предпринимательский потенциал: проблемы формирования и использования в российской экономике. Дис. ... к. э. н.: 08.00.07. Саратов, 1999. – 168 с.

20. А. Ю. Чепуренко. Предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM//Мир России. № 2. 2008. С. 22-40.

21. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М., 1982.

22. M. Casson. Entrepreneurship and Business Culture. Aldershot: Elgar, 1995.

23. Cole Arthur. Business Enterprise in its Social Setting. Cambridge. MA: Harward University Press, 1959.

24. GEM 2013 г. http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/gem.

25. M. M. Hart, H. H. Stevenson, J. Dial. «Entrepreneurship: A Definition Revisited». Babson Park, MA: Babson College, 1996.

26. В. F. Hoselitz. The Early History of Entrepreneurial. Theory. Chicago, 1960.

27. F. Knight. Risk. Uncertainty and Profit, 1921.

28. D. McClelland. Business Drive and national Achievment//Harvard Business Review. № 40. 1962.

29. S. Shane, S. Venkataraman. The promise of entrepreneurship as a field of research//Academy of Management Review 25, 2002.

30. H. H. Stevenson, H. I. Grousbeck, M. J. Roberts, A. V. Bhide. New Business Ventures and the Entrepreneur, Instructor's Manual. Burr Ridge, IL: Irwin/McGraw-Hill, 1999.

31. Послание к Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. http://kremlin.ru/events/president/news/47173.

32. Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие/Под общей ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231 с. http://do.gendocs.ru/docs/index-136977.html.

Авторы