Управление организацией производства инновационной продукции при изменяющихся требованиях конечного пользователя

Большинство компаний, вне зависимости от специфики деятельности, понимают, что единственный способ обеспечения непрерывного конкурентного преимущества — это постоянное создание и вывод на рынок инновационной продукции. Однако при реализации процессов создания новой продукции компании сталкиваются с проблемами в прогнозировании и стратегическом планировании, так как рынки инновационной продукции характеризуются различного рода неопределенностями и рисками, многие из которых являются неконтролируемыми. Целью настоящего исследования является изучение влияния изменяющихся требований конечных пользователей к техническим и экономическим параметрам создаваемой продукции. Данное влияние проявляется по-разному в зависимости от стадии жизненного цикла взаимосвязанных инновационных продуктов одного назначения. Авторами предложена математическая модель каскадной диффузии, учитывающая указанную выше взаимосвязь, а также вовлеченность конечного пользователя к требованиям качества в процесс разработки новой продукции. Предложенная модель позволяет повысить эффективность управления инновационными процессами, формируя стратегию планирования и запуска разработки новой продукции требуемого качества в сложных организационных системах и предвосхищая возможные будущие потребности рынка. Верификация и валидация найденных теоретических решений выполнена на результатах организации производства 3D-принтеров и реализации этой продукции одним из ведущих отечественных предприятий.

Ключевые слова: управление, сложные организационные системы, требования покупателя, инновационная продукция, математическая модель каскадной диффузии.

Список использованных источников

  1. E. M. Rogers. Diffusion of innovations: Fifth Edition. Free Press: New York, NY, USA, 2003. 551 p.
  2. V. Mahajan, Y. Wind. Innovation Diffusion. Models of New Product Acceptance: A Reexamination. Ballinger Publishing Co: Boston, Mass., USA, 1985. 46 p.
  3. F. M. Bass. A New Product Growth Model for Consumer Durables//Management Science. 1969. № 15. P. 215-227.
  4. Д. А. Мур. Преодоление пропасти: как вывести технологический продукт на массовый рынок. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 323 с.
  5. J. Goldenberg, B. Libai, E. Muller. Riding the saddle: How cross-market communications can create a major slump in sales//Marketing. 2002. № 66 (2). P. 1-16.
  6. А. H. Хасанов. Эволюция теорий вывода на рынок новых продуктов//Стратегии бизнеса. 2016. № 1 (21). https://www.strategybusiness.ru/jour/article/view/213/200.
  7. В. К. Раев. Организационные системы//ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2019. № 1. С. 94-100.
  8. Д. А. Новиков. Теория управления организационными системами. 4-е изд., испр. и дополн. М.: Ленанд, 2022. 500 с.
  9. С. Земцов, В. Бабурин. Моделирование диффузии инноваций и типология регионов России на примере сотовой связи//Известия РАН. Серия географическая. 2017. № 4. С. 17-30.
  10. И. В. Пенькова, А. В. Боднар, Е. А. Искра. Имитационное моделирование рекламной кампании на основе модели диффузии Басса//Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 5 (68). С. 108-114.
  11. N. A. Tsvetkova, I. L. Tukkel, V. A. Ablyazov. Simulation modeling the spread of innovation//2017 XX IEEE International Conference on Soft Computing and Measurements (SCM). https://ieeexplore.ieee.org/document/7970686.
  12. И. Л. Туккель, Н. А. Цветкова. Модели распространения инноваций: от описания к управлению инновационными процессами//Инновации. 2017. № 11. С. 106-111.
  13. D. Antipov, A. Smagina, N. Klassen. Information support of a quality management system in the context of digitalization of business processes//IOP conference series: materials science and engineering. 2020. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/986/1/012025.
  14. E. P. G. Vasconcellos, S. S. Silva, M. F. Oliveira. Critical Aspects of the Innovation Management: the cases Natura and Oxiteno//International Journal of Innovation. 2017. Vol. 5. № 1. P. 1-19.
  15. L. Lisovska, O. Yurynets, B. Sheremeta. Changing the paradigm of the innovation process on the basis of interaction//Journal of Lviv Polytechnic National University. Series of Economics and Management Issues. 2020. Vol. 4. № 1. P. 174-187.
  16. Экспертно-аналитический доклад «Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности». Сайт ассоциации «Технет». https://technet-nti.ru/article/ekspertnoanaliticheskij-doklad-cifrovye-dvojniki-v-vysokotehnologichnoj-promyshlennosti.
  17. М. Ф. Минков, Т. Е. Минакова, А. Ш. Галстян, А. А. Шиянова. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций//Экономико-математическое моделирование. 2012. № 47 (302). С. 49-54.
  18. Цифровое производство. Методы, экосистемы, технологии: рабочий доклад Департамента Корпоративного обучения Московской школы управления Сколково. http://assets.fea.ru/uploads/fea/news/2017/11_november/17/tsifrovoe_proizvodstvo_112017.pdf.

Авторы