Новые инструменты модернизации университетского образования: внедрение принципов устойчивого развития

Данное исследование продолжает цикл статей, посвященных современному инструментарию модернизации высшего образования, который разработан в Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева (НГТУ). В качестве введения авторы рассматривают актуальные вопросы, связанные с устойчивым развитием. Приведен обзор научных исследований, посвященных вопросам устойчивого развития, а также раздел, связанный с описанием теоретических и практических вопросов внедрения принципов устойчивого развития в российских университетах. Показано, что патриотизм, как ключевой элемент воспитания личности, становится нравственной базой для реализации программ устойчивого развития российского общества, приобретающей все большую актуальность в современной геополитической обстановке. Проведен анализ соответствия принятых в ФГОС 3++ универсальных компетенций бакалавров целям устойчивого развития России, в результате которого выявлено их частичное несоответствие. Описан авторский подход к внедрению принципов устойчивого развития в практику университетской деятельности на примере НГТУ. В частности, дана структура Центра устойчивого развития и ESG-трансформации. В рамках образовательной деятельности Центра представлен опыт реализации программы дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие и ESG-трансформация» разработанный в рамках реализации программы Передовой инженерной школы. В рамках издательской деятельности выпускается журнал ВАК и препринты по результатом научных исследований. Область научной деятельности Центра включает решение проблем устойчивого развития на разных уровнях. Проведена актуализация целей устойчивого развития России (ЦУРР). Предложено расширить список универсальных компетенций бакалавров в соответствии с ЦУРР, которые могут быть сформированы в результате освоения вновь вводимых дисциплин: «Основы российской государственности», «Начальная военная подготовка», «Основы финансовой грамотности», «ДНК России».

Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG-трансформация, универсальные компетенции, патриотическое воспитание, цели устойчивого развития России.

Список использованных источников

  1. О. И. Митякова. Проблемы устойчивого развития экономики России на основе инновационных преобразований. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2009. 244 с.
  2. В. А. Масликов, Д. Ю. Галкина. Обзор развития теорий устойчивого развития общества//Материалы Ивановских чтений. 2016. № 1 (5). С. 131-136.
  3. Л. Г. Титова. Устойчивое развитие общества: проблемы и перспективы//Социально-политические исследования. 2020. № 3 (8). С. 5-19. doi: 10.20323/2658-428X-2020-3-8-5-19.
  4. Н. О. Исмаилов. Устойчивое развитие общества и справедливое отношение к будущим поколениям//Вестник МГПУ. Серия: «Философские науки». 2022. № 4 (44). С. 37-44. doi: 10.25688/2078-9238.2022.44.4.3.
  5. М. Г. Ахмедова. Устойчивое развитие общества в условиях социального неравенства//Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 12. С. 70-73.
  6. А. Х. Думанова. Равновесие устойчивого развития общества//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 3 (59). С. 114-118.
  7. Н. А. Шайденко, Е. Я. Орехова, В. Г. Подзолков и др. Устойчивое развитие как глобальная проблема современного общества//Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 68-71.
  8. В. А. Шевлоков. Устойчивое развитие общества: синергетический подход//Вестник КРАУНЦ. Физико-математические науки. 2016. № 2 (13). С. 62-67. doi: 10.18454/2079-6641-2016-13-2-62-67.
  9. Э. А. Шарыкина, Е. Г. Митрофанова. Третья миссия университета как базовый элемент устойчивого развития//Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4 (62). С. 53-67. doi: 10.25726/s3006-5983-5401-o.
  10. Р. П. Булыга, Е. В. Никифорова. Стейкхолдерский подход к деятельности университетов Российской Федерации на базе концепции устойчивого развития//Вестник СамГУПС. 2018. № 3 (41). С. 77-80.
  11. А. В. Тимирясова. Устойчивое развитие университета — условие процветания региона и страны//Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 105-116. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116.
  12. А. П. Караева, М. Р. Чащин, Е. Р. Магарил. Внедрение принципов устойчивого развития в университетах как фактор повышения эколого-экономической безопасности//Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20. № 4. С. 701-725. doi: 10.15826/vestnik.2021.20.4.027.
  13. Е. Ю. Панасенкова. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов//ХХI век. Техносферная безопасность. 2020. Т. 5. № 2 (18). С. 146-156. doi: 10.21285/2500-1582-2020-2-146-156.
  14. О. А. Гришина, С. Р. Шибаев, А. А. Стаурская. Факторы устойчивого финансового развития российских университетов//Человеческий капитал и профессиональное образование. 2018. № 1 (25). С. 25-30.
  15. Е. О. Дмитриева. Предпосылки создания центров ESG-компетенций в российских университетах//Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков//Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Москва: ООО «Издательство АЛЕФ», 2022. С. 277-282. doi: 10.34755/IROK.2022.27.31.043.
  16. Н. А. Полихина, И. Б. Тростянская. Рейтинги университетов: продолжение развития. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2022. 324 с. doi: 10.37791/978-5-4257-0543-3-2022-1-324.
  17. А. Вандышева, Е. Ш. Гонтмахер, А. Горбачев и др. 2020-2030: десятилетие действий для ЦУР в России. Вызовы и решения: доклад. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. 142 с.
  18. С. А. Сакун, А. Н. Игнатенко. Историко-философский аспект патриотизма//Международный научный журнал «Символ науки». 2022. № 4-2. С. 54-59.
  19. О. А. Овсянникова. Духовные и культурно-исторические основы российского патриотизма/Под ред. Н. П. Комарова//Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития: сборник материалов. Москва: Московский дом национальностей, 2014. С. 23-37.
  20. И. О. Пиксайкина. Патриотическое воспитание российской молодежи в современных условиях//Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра: сборник научных статей III научно-практической конференции. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2022. С. 273-278.
  21. М. П. Стародубцев. Патриотическое воспитание студенческой молодежи с использованием средств физической культуры и спорта//Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2018. С. 113-119.
  22. И. А. Демененко, О. И. Дивиченко. Формирование патриотизма и гражданственности студенческой молодежи в условиях современного времени//Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3. С. 46-49.
  23. Н. Г. Егошина. Возможности современного вуза для патриотического воспитания студентов//Theoria: педагогика, экономика, право. 2023. Т. 4. № 1. С. 48-54. doi 10.51635/27129926_2023_1_48.
  24. С. А. Дружилов. Интеграция с европейской системой высшего образования: преимущества и возможные «подводные камни»//Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 58-60.
  25. Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
  26. В. В. Белкина, Т. В. Макеева. Концепт универсальных компетенций высшего образования//Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.
  27. А. В. Короткевич, В. Н. Лучина. Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий//Журнал Белорусского государственного университета. Экология. 2019. № 2. С. 4-12.
  28. Т. В. Болоничева, К. И. Колесов, С. Н. Митяков и др. Новое специальное образовательное пространство ESG в НГТУ//Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы XXV Международной научно-методической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2023. С. 194-197. doi 10.46960/intech_2022_194.
  29. С. Н. Митяков. Новые цели устойчивого развития России//Развитие и безопасность. 2023. № 1 (17). С. 21-35. doi 10.46960/2713-2633_2023_1_21.
  30. FGOSVO. https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24.

Авторы