В статье изложены задачи и направления совершенствования элементов несущих систем при разработке проектов по созданию винтокрылых
летательных аппаратов (ВКЛА), а также предложены некоторые подходы для перехода к «гибридным» ВКЛА — с изменяемыми в широком диапазоне
оборотами несущего винта для полета как в вертолетной, так и в самолетной конфигурации. Отмечено, что для исключения резонансов лопастей несущих
винтов (ЛНВ) при изменении оборотов необходима разработка инновационной несущей системы, в которой реализована так называемая «концепция
управления жесткостью лопастей «(SBC — Stiffness Blade Control)» за счет применения пьезоактуаторов, управляемых искусственной нейронной
сетью. Предлагаемые в статье технические решения частично расширяют уже достигнутый научно-технический задел в данной проблемной области,
связанной с созданием скоростных ВКЛА.
Ключевые слова: скорость полета, гибридный вертолет, лопасть, частотная диаграмма, пьезоактуатор.
Список использованных источников
- Aerodynamics of Rotorcraft, AGARD Report No.781, 1990.
- Raymond L. Robb, «Hybrid Helicopters: Compounding the Quest for Speed», VERTIFLITE Summer, Vol.52, No.2, 2006, p. p. 30÷54.
- Патент № RU 168554 U1, «Скоростной комбинированный вертолет (винтокрыл)», 2016.
- Патент № RU 2550589 С1, «Преобразуемый летательный аппарат вертикального взлета и посадки (варианты)», 2014.
- Burtsev, B. N., Ryabov, V. I., Selemenev, S. V., «Mathematical modeling of Ка‑226/Ка‑26 helicopter main rotor blade flapping motion at rotor acceleration/deceleration in wind conditions», Proceedings of 33rd European Rotorcraft Forum, Russia, Kazan, 11–13 Sept. 2007, Aerodynamics, p. p. 7–1–14.
- Бурцев Б. Н., Рябов В. И., Селеменев С. В., «Математическое моделирование упругих деформаций лопастей несущих винтов вертолетов Ка‑226 и Ка‑26 при раскрутке и остановке винтов в условиях ветра», Труды восьмого форума РосВО, Москва, 19–20 марта 2008, p. p. 2_01–1–14.
- Bourtsev, B. N., Selemenev, S. V., Vagis, V. P., «Coaxial Helicopter Rotor Design & Aeromechanics», Proceedings of 25th European Rotorcraft Forum, Vol.1, Italy, Rome, 14–16 Sept. 1999, p. p. G22–1–20.
- Бурцев Б. Н., Селеменев С. В., Вагис В. П., «Соосный несущий винт: особенности конструкции и аэромеханика», Российский информационный технический журнал «Вертолет», № 1 (8)/2000, стр. 10–13.
- Johnson, W., «A History of Rotorcraft Comprehensive Analyses», NASA/TR‑2012–216012, April 2012.
- Бурцев Б. Н., Левин И. А., Рябов В. И., Копцева Л. А., Селеменев С. В., «Нагрузки и аэроупругая устойчивость лопастей несущего винта вертолета», Труды шестого форума РосВО, Москва, 25–26 февраля 2004, стр. II‑1–22.
- Левин И. А., «Метод расчета динамических характеристик лопасти несущего винта» — В сб.: Проблемы проектирования несущих винтов вертолетов. — Москва: МАИ, 1991, стр. 31÷51.
- Левин И. А., «Расчет собственных форм и частот изгибно-крутильных колебаний лопасти вертолета со стреловидной законцовкой» — В сб.: Проблемы проектирования винтокрылых летательных аппаратов. — Москва: МАИ, 1992, стр. 87÷101.
- Mikheyev, S. V., Bourtsev, B. N., Danilkina, V. L., Ivannikova, R. V., Selemenev, S. V., Schetinin, Y. S., «Kamov Composite Blades», Proceedings of 31st European Rotorcraft Forum, Italy, Florence, 13–15 Sept. 2005, p. p. 3–1÷22.
- Михеев С. В., Бурцев Б. Н., Данилкина В. Л., Иванникова Р. В., Селеменев С. В., Щетинин Ю.С, «Композитные лопасти КАМОВ», Труды седьмого форума РосВО, Москва, 22–23 марта 2006, стр. VI‑1÷22.
- Дорошенко Н. И., «Применение ПКМ в конструкциях лопастей вертолетов» — В сб.: Полимерные композиционные материалы для авиакосмической отрасли: материалы Всероссийской научно-технической конференции, Москва, 6 декабря 2019, [Электронный ресурс]/ФГУП «ВИАМ». — М: ВИАМ, 2019, стр. 23÷41.
- Nitzsche F., Feszty D., Waechter D., Bianchi E., «The SHARCS project: Smart hybrid active rotor control system for noise and vibration attention of helicopter rotor blades», Proceedings of 31st European Rotorcraft Forum, Italy, Florence, 13–15 Sept. 2005, p. p. 52–1÷15.
- Шевцов С. Н., Флек М. Б., Брагин С. А., Акопьян В. А., «Система адаптивного гашения колебаний уменьшенной модели лопасти вертолета», Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, № 3 (2), 2009, стр. 554÷563.
- Уорден К., «Новые интеллектуальные материалы и конструкции». — М.: Техносфера, 2006.
- Patt, D., Liu, L., Friedmann, P. P., «Achieving Simultaneous Reduction of Rotorcraft Vibration and Noise Using Simulation», Proceedings of 30th European Rotorcraft Forum, France, Marseilles, 14–16 Sept. 2004, p. p. 25.1–26.
- Нечаев Ю. И., «Морские интеллектуальные системы», Труды юбилейной НТК «Авиационные системы в XXI веке», Том I, Москва, 11–13 апреля 2006, стр. 439–449.
Авторы