Цифровая трансформация высшего образования: компоненты и условия функционирования (на примере Самарского государственного экономического университета)

Актуальность статьи обусловлена задачами цифровизации образования и ориентацией на развитие всех видов цифровой деятельности преподавателя вуза и определяется государственной политикой Российской Федерации в области цифровой трансформации общества, в целом, и цифровой трансформации образования, в частности. Цифровая образовательная среда вуза, цифровая компетентность преподавателя, информационно-коммуникационные технологии представляются ключевыми компонентами цифровой трансформации образования. Цель исследования — обосновать компоненты и условия цифровой трансформации высшего образования. В статье рассматривается состояние цифровой трансформации образования на примере Самарского государственного экономического университета и способы его улучшения. Результаты работы состоят в следующем: проведен обзор и анализ состояния проблемы цифровой трансформации образования; проанализированы определения и компоненты цифровой образовательной среды и цифровой компетентности преподавателя, представленные различными авторами и коллективами авторов; сформулировано авторское определение понятия цифровой компетентности преподавателя вуза; обозначены преимущества информационно-коммуникационных технологий и способы повышения уровня сформированности цифровой компетентности преподавателей вузов; представлен опыт создания цифровой образовательной среды Самарского государственного экономического университета. Вывод проведенного исследования: преподаватель конкретного вуза может быть/оставаться востребованным при цифровой трансформации образования при следующих условиях: наличии развитой цифровой образовательной среды вуза, владении современными информационно-коммуникационными технологиями и повышении уровня сформированности своей цифровой компетентности. Статья может быть полезна преподавателям вузов при осуществлении деятельности в условиях цифровой трансформации образования, а также администраторам и специалистам, профессионально занимающимся созданием и функционированием цифровой образовательной среды образовательных учреждений.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, цифровая образовательная среда, цифровая компетентность, преподаватель вуза, информационно-коммуникационные технологии.

Список использованных источников

 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». (Электронный ресурс). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 
  2. Паспорт стратегии Цифровой трансформации образования/Министерство просвещения Российской Федерации. (Электронный ресурс). URL: https://docs.edu.gov.ru/do cument/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd 
  3. А. Назарова. Основные компоненты цифровой образовательной среды https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-komponenty-cifrovoi-obrazovatelnoi-sredy-do.html
  4. Tim Clark. The Components of a Digital Age Learning Ecosystem https://www.educatorstechnology.com/2014/11/the‑8‑components-of-digital-learning.html
  5. Shutikova M., Beshenkov S. Modern digital educational environment and media education — Platforms for transforming education system. 2020, P. 736–744 https://cyberleninka. ru/article/n/modern-digital-educational-environment-and-media-education-platforms-for-transforming-education-system
  6. Природова О. Ф., Данилова А. В., Моргун А. Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты. DOI: 10.31862/2500–297X‑2020–1- 9–30. http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2020/05/2020–1-09.pdf
  7. Golovanova I. et al. Digital Educational Environment and Online Learning Format Through the Lens of Students: Pros and Cons. September 2022.DOI:10.26907/esd.17.3.16. https://www.researchgate.net/publication/364550355_Digital_Educational_Environment_and_Online_Learning_Format_Through_the_Lens_of_Students_Pros_and_Cons
  8. Kuznetsova V., Azhmukhamedov I. Advantages and Risks of Using the Digital Educational Environment.November 2020. Conference: IFTE 2020 — VI International Forum on Teacher Education.DOI:10.3897/ap.2.e1369. https://www.researchgate.net/publication/347163792_Advantages_and_Risks_of_Using_the_Digital_Educational_Environment
  9. Glukhov G. V., Gromova T. V. Functional components and roles of the university teacher in distance education [International Review of Management and Marketing], 2016, v. 6, no.5, pp. 235–242. https://www.researchgate.net/publication/307432390_Functional_components_and_roles_of_the_university_teacher_in_distance_education
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273‑ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/
  11. Gilster P. Digital Literacy. — New York; Chichester: John Wiley, 1997, 276 p. https://archive.org/details/digitalliteracy0000gils
  12. Lund Andreas, et al. What Does Professional Digital Competence Mean in Teacher Education? [Nordic Journal of Digital Literacy], 2014, no. 4, pp. 281–299. https://www.researchgate. net/publication/288078369_What_Does_Professional_Digital_Competence_Mean_in_Teacher_Education
  13. Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Цифровая компетентность университетских преподавателей: теоретико-методологические подходы к исследованию [Вестник экономики, права и социологии], 2022, № 1, С. 124–127. https://www.vestnykeps.ru/0122/26.pdf 
  14. Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu). — URL: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/digcompedu_en
  15. Álvarez, J. F.; Gisbert, M. Information Literacy Grade of Secondary School Teachers in Spain. Beliefs and Self-perceptions. Comun. Rev. Cient. Iberoam. Comun. Educ. 2015, no. 45, pp.187–194. https://rabida.uhu.es/dspace/bitstream/handle/10272/10994/Information%20Literacy%20Grade%20of%20Secondary.pdf?sequence=4
  16. Mena J., Singh B., Clarke A. Teacher education for ICT integration in classroom. Conference: the Sixth International Conference, October, 2018, DOI:10.1145/3284179.3284279 h ttps://www.researchgate.net/publication/328971763_Teacher_education_for_ICT_integration_in_classroom
  17. Escudero, J. M.; Martínez-Domínguez, B.; Nieto, J. M. ICT in Continuing Teacher Training in the Spanish Context. [Revista de Educación], 2018, no. 382, pp. 57–78. https://www. educacionyfp.gob.es/revista-de-educacion/en/numeros-revista-educacion/numeros-anteriores/2018/382/382–3.html 
  18. Консорциум региональных экономических университетов. https://www.sseu.ru/press-centr/konsorcium 
  19. Gromova T. V. Features of training/retraining of personnel in the conditions of digital transformation. In book: [Lecture notes on networks and systems], 2021, vol. 161. pp. 162–169. DOI:10.1007/978–3-030–60926–9_22 https://www.researchgate.net/publication/346299475_Features_of_Personnel_TrainingRetraining_in_the_Conditions_of_ Digital_Transformation 

 

Авторы