В статье рассмотрены этические проблемы нейромаркетинга и текущее регулирование данной области. Нейромаркетинг — сильный механизм, позволяющий прогнозировать реакцию потребителей на маркетинговые стимулы, что особенно актуально для инновационных продуктов. Использование результатов нейромаркетинговых исследований может нарушать автономию потребителей и склонять к импульсивным покупкам. Нейромаркетинг является инновационной сферой, на сегодняшний день в большинстве стран мира, в том числе в России, отсутствует правовое регулирование нейромаркетинга, наблюдается недостаток отраслевых стандартов. На основе анализа кодексов этики и зарубежного опыта сформированы рекомендации для регулирования нейромаркетинга в России.
Ключевые слова: нейромаркетинг, нейровизуализация, этика нейромаркетинга, этические кодексы, регулирование нейромаркетинга
Список использованных источников
- Дершень В. Инструменты нейромаркетинга: проблемы и перспективы//Наука и инновации. 2018. № 6. С. 18–22.
- Lee, N., A. J. Broderick and L. Chamberlain, 2006. What is ‘neuromarketing’? A discussion and agenda for future research//International Journal of Psychophysiology. 2007.№ 63. С. 199–204.
- Котлер Ф//Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Издательский дом "Вильяме". 2007. С. 656.
- Шишакова Ю. В. Развитие нейромаркетинга в России//Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2021. № 4. С. 622–644.
- Кетова Н. П., Грановская И. Ю. Возможности реализации нейромаркетинга для активизации продвижения товаров и услуг потребителям//Креативная экономика. 2020. Том 14. № 1. С. 72–91.
- J. Illes, Th. A. Raffin Neuroethics: An emerging new discipline in the study of brain and cognition//Brain and Cognition. 2002. № 50. С. 341–344.
- Hegenscheid, K., R. Seipel, C. O. Schmidt, H. Völzke and J. Kühn,.., 2013. Potentially relevant incidental findings on research whole-body MRI in the general adult population: frequencies and management//European radiology, № 23 (3). С. 816–826.
- Martha J. Farah, M. Elizabeth Smith, Cyrena Gawuga, Dennis Lindsell, Dean Foster Brain Imaging and Brain Privacy: A Realistic Concern?//Journal of Cognitive Neuroscience. 2009. № 21 (1). С. 119–127.
- Письменная А. С. Место технологий нейромаркетинга в традиционных маркетинговых исследованиях//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. 2021. № 3. С. 49–54.
- Mohd, S. I., А. М. Azlina and Х. Razali. Ethics in Neuromarketing and its Implications on Business to Stay Vigilant//KnE Social Sciences. 2019. С. 687–711.
- Dierichsweiler, K. L. Ethical Issues in Neuromarketing. 3rd IBA Bachelor Thesis Conference. 2014. Date Views 11.05.2022 www.essay.utwente.nl/65384/1/Dierichsweiler_BA_MB.pdf.
- Vojtěch J. Neuromarketing: Our Brain Speaking//Psychologon. 2013. № 2 (1). С. 66–68.
- Emily R. Murphy, Judy Illes1z, Peter B. Reiner Neuroethics of neuromarketing//Journal of Consumer Behaviour. 2008. № 7. С. 293–302.
- NMSBA Code of Ethics//NMSBA. Neuromarketing Science and Business Association URL: https://nmsba.com/neuromarketing-companies/code-of-ethics (дата обращения: 11.10.2021).
- M. D. B. Olteanu. Neuroethics and Responsibility in Conducting Neuromarketing Research//Springer Science+Business Media Dordrecht. 2014. № 8. С. 191–202.
- Во Франции запрещен нейромаркетинг?//Нейромаркетинг URL: http://neurosciencemarketing.fr/neuromarketing-interdit-france/ (дата обращения: 08.10.2021).
- Cortés, M. L., García G. M. Neuromarketing: Current Situation and Future Trends//Journal of Neurology & Neurosurgery. 2017. № 5 (5). С. 1–2.
- Krausová, A., 2017. Neuromarketing From a Legal Perspective//The Lawyer Quarterly, № 7 (1). C. 40–49.
- Убоженко И. В. Актуальные вопросы модернизации профессионального образования и создание национальной системы квалификаций: перевод и подготовка кадров//В кн.: Профессионально ориентированный перевод: реальность и перспективы. Сб. научных трудов Вып. 12. М.: РУДН, 2017. С. 232–246.
Авторы