Региональный университет как ядро формирования инновационного кластера

Наличие регионального университета является важным фактором развития инновационной среды как на уровне региона, так и регионального кластера. Идеи, методики, патенты, ноу-хау, результаты научных исследований и конструкторских разработок, возникая на уровне университета, имплементируются в экономическую, образовательную и социальную среду региона. Важным является как сама частота и значимость появления инновационных улучшений, так и качество имплементации возникших улучшений в хозяйственную практику на уровне региона. Эти два фактора определяют статус регионального университета в региональном кластере и университетской среде в целом. В статье смоделированы факторы, определяющие эффективность университета на уровне региона

Ключевые слова: инновационная среда, университет, эффект перелива знаний, производственная функция высшего образования, сетевой эффект, имплементация инновационных улучшений, эффективность университета на уровне региона

Список использованных источников

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.». http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
  3. Д. Аджемоглу, Дж. А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ, 2015.
  4. Д. Бок. Университеты и будущее Америки. М.: Изд-во МГУ, 1993. 128 с.
  5. Л. Н. Борисоглебская, А. В. Шлеенко, Т. В. Прожогина. Методология исследования взаимодействия социально-экономической и инновационной среды в регионе//Инновации. 2021. № 9 (275). С. 22-27.
  6. О. К. Заслонко. Производственная функция общего образования//Экономические науки. № 1 (73). 2011. С. 383-387. http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/19/1267451031/80.pdf.
  7. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы». Научные редакторы серии: Я. И. Кузьминов, И. Д.Фрумин. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
  8. А. О. Карпов. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии. http://institutiones.com/general/2975-sovremennyi-universitet.html.
  9. Н. Д. Кликунов. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России//Высшее образование в России. № 3. 2017. С. 78-85.
  10. Н. Д. Кликунов. К вопросу о макроархитектуре высшего образования в Российской империи, СССР и современной России/Отв. ред. В. И. Герасимов//В сб.: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 13. РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества. Ч. 2. М., 2018. 936 с.
  11. Методика составления и полные рейтинги с 2012 по 2021 гг. https://raex-a.ru/rankings/#r_11550.
  12. Население субъектов РФ (1 января 2022 г.). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.
  13. Е. В. Сивак, М. М. Юдкевич. Академический инбридинг: за и против//Вопросы образования. 2009. № 1. C. 170-187.
  14. Список вузов России. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8_%D0%B2%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.
  15. Университет Иннополис. Специализируется на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники. https://innopolis.university.
  16. Финансирование высшего образования в Казахстане: открытия и уроки. Авторская группа, ведущий автор К. Макриди//Вопросы образования. № 3. 2007. С. 65-83.
  17. А. В. Шлеенко, Н. Д. Кликунов. Методология оценки эффективности инфраструктурных дорожных проектов и ее приложение к регионам кластера «Черноземье»// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2022. Т. 12. № 4. 2022. С. 168-179.
  18. А. В. Шлеенко, Н. Д. Кликунов. Оценка влияния нерадикальных инноваций на эффективность функционирования высшего учебного заведения (на примере Юго-Западного государственного университета)//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2022. Т. 12. № 2. 2022. С. 140-152.
  19. The road to Academic Excellence. The making of World-Class Research Universities. The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Ch. 1. 2011.
  20. H. Koski, T. Kretschmer. Survey on Competing in Network Industries: Firm Strategies, Markert Outcomes, and Policy Implications. March 2004.
  21. C. Shapiro, H. Varian. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. Ch. 7. HBS Press: Cambridge, Mass, 1999.
  22. World University Rankings 2022. https://www.timeshighereducation.com/world-%C3%BCniversity-rankings/2022.
  23. Министерство высшего образования и науки. https://www.minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiyosushchestvlyayushchikh-obrazovateln.

Авторы