О роли организаций высшего образования в инновационном развитии регионов России

В статье рассмотрена роль организаций высшего образования в жизни общества и в инновационном развитии России с исторической точки зрения. Показано текущее положение российской высшей школы, усиление ее направленности на инновации, возможности вклада в социально-экономическое развитие регионов. Ведущие национальные исследовательские университеты России демонстрируют наиболее успешные модели управления инновационной деятельностью, включая позиционирование на базе научного имиджа, выполняют в своих регионах роль центрального узла инновационной экосистемы, привлекают больше внебюджетного финансирования. Анализ финансово-экономической деятельности российских организаций высшего образования показал прямое влияние научно-исследовательской деятельности на инвестиционную привлекательность университета, рост доходов и имиджа. Доходы ведущих федеральных, крупных классических и национальных исследовательских университетов от научных исследований и разработок примерно на 17% выше, чем в опорных региональных университетах, в которых, при этом, больше научно-педагогических работников с ученой степенью. Сделан вывод, что со стороны субъектов федерации предпринимаются недостаточные усилия по развитию инновационного потенциала университетов своей территории, они недооцениваются как источник привлечения инвестиций в регион. Даны предложения в направлении организационной и финансовой поддержки региональными властями научной и инновационной деятельности местных организаций высшего образования для формирования благоприятного инвестиционного имиджа

Ключевые слова: университет, организация высшего образования, инновационное развитие, регион, инвестиционная привлекательность, финансирование НИОКР

Список использованных источников

  1. С. И. Амарина, И. А. Плаксина. Оценка инновационного потенциала высших учебных заведений//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 43.
  2. О. В. Ерашова. Стратегическое планирование развития образования как элемента социально-экономической системы региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйстовм». Воронеж, 2019. С. 24.
  3. С. Ермак, П. Кузнецов, Д. Толмачев, П. Юровских. Рейтинг публикационной и изобретательской активности университетов России-2020//Ректор вуза. 2020. № 6. С. 52-62.
  4. К. Ю. Казанцев. Проблемы инвестиционной активности на рынке интеллектуальной собственности России//Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. № 1. Т. 3. С. 126-133.
  5. С. А. Макаров, Л. Р. Абзалилова. Институты как драйвер развития инноваций в российском регионе: опыт Республики Татарстан. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. С. 47.
  6. Т. Г. Максимов, Е. Л. Богданова, Г. М. Бровка. Исследование изменения роли ведущих университетов в национальной инновационной экосистеме при переходе к модели «Университет 4.0»//Наука и техника. 2020. № 3. Т. 9. С. 258-266.
  7. И. Е. Ильина, А. В. Клыпин, В. В. Лапочкина и др. Рейтинг вклада российских вузов в достижение показателей публикационной, патентной и инновационной активности. М.: IMG Print, 2020. C. 60.
  8. Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др. Рейтинг инновационного развития/Под ред Л. М. Гохберга. Вып. 6. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 264.
  9. А. А. Чивчан, А. Д. Рыжкова. Место России на мировом рынке высокотехнологичной продукции//Via Scientiarum – дорога знаний. 2018. № 1. С. 99-104.
  10. М. Д. Щелкунов. Университеты нового поколения//Вестник ТИСБИ. 2017. № 2. С. 15-26.
  11. М. Dabić, J. Švarc, M. Gonzalez-Loureiro. Antecedents of Entrepreneurial Universities: From the First Industrial Revolution to Knowledge Economy. New York, 2016. P. 47-63.
  12. Z. Feng, W. Zhao. The roles of research universities in indigenous national technological innovation//Front. Educ – China. 2008. № 3. P. 398-414.
  13. V. Kazloŭski, W. Zhou. The paradigm of the «University 4.0» Concept: new dimension of Higher education in the modern economy. The balanced development of national economy under the conditions of modern world transformations. Daugavpils: Daugava Print, 2019. Р. 176-186.
  14. В. В. Путин. Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию от 06.02.2020 г. Москва: Кремль. Официальный сайт. https://www.kremlin.ru/events/state-council/62744.
  15. Сайт Министерства науки и высшего образования. https://www.miiris.ru/ncmu/all.
  16. Г. С. Изотова. Счетная палата приступила к комплексному анализу деятельности высших учебных заведений. Пресс-релиз на официальном сайте от 10.01.2020 г. https://ach.gov.ru/news/regionalnye-vuzy-v-sovremennykh-usloviyakh-ne-vystupayut-dvigatelyami-razvitiya-territoriy.
  17. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. МИРЭА. https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo.

Авторы