Развитие водородной энергетики для России является одним из наиболее перспективных способов сохранения лидирующих позиций на мировых энергетических рынках в ситуации снижения спроса на основные углеводороды. В настоящей работе проводится анализ уровня развития технологии водородной энергетики в транспортном секторе, а также опыта управления инновациями в данной сфере, позволяющего обеспечить успешное преодоление инфраструктурных, финансовых, нормативно-правовых и иных барьеров на пути развития данных технологий. Методологической основой проводимого анализа явились теория кривых обучения (learning-by-doing) и теория эффекта масштаба производства. В результате изучения мирового опыта снижения стоимостных барьеров внедрения технологий водородной энергетики на наземном и морском транспорте делаются выводы о наиболее коммерчески привлекательных способах синхронизации развития парка транспортных средств и зарядочной инфраструктуры
Ключевые слова: водородная энергетика, инновации, топливные элементы, наземный транспорт, морской транспорт.
Список использованных источников
- Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1523-р от 9.06.2020 г. http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf.
- С. В. Ратнер, С. С. Маслова. Государственное стимулирование развития рынка электрических транспортных средств: мировой опыт//Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 22. С. 1281-1299.
- К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992. 400 с.
- Arrow Kenneth J. The economic implications of learning by doing//Review of Economic Studies, 1962, 29 (3): 155-173.
- Bahk Byong K., Michael Gort. Decomposing learning by doing in new plants//Journal of Political Economy, 1993, 101 (4): 561-583.
- The Future of Hydrogen. Seizing today’s opportunities. IEA, 2019. P. 203.
- Global EV Outlook 2018. Toward cross-modal electrification. OECD/IEA, 2018. https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2018.
- Global EV Outlook 2019. Scaling-up the transition to electric mobility. IEA, 2019. https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2019.
- А. Е. Козлов, В. В. Иосифов. Современное состояние и перспективы развития инновационных транспортных систем на водородном топливе//В сб.: «Управление инновациями-2019». Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 167-173.
- ACTU, 2019. Hyundai prйvoit finalement 1600 camions hydrogиnes pour la Suisse et l’Europe [Hyundai finally expects 1 600 hydrogen trucks for Switzerland and Europe]. https://www.actu-transportlogistique.fr/routier/hyundai-prevoit-finalement-1-600-camions-hydrogenes-pour-la-suisse-etleurope-517674.php.
- H. Yumiya, M. Kizaki, H. Asai. Toyota Fuel Cell System (TFCS)//World Electric Vehicle Journal. 2015. Vol. 7. P. WEVJ7-0085.
- D. Papageorgopoulos. Fuel Cells Sub-Program Overview, United States Department of Energy Hydrogen and Fuel Cells Program. https://www.hydrogen.energy.gov/pdfs/progress17/v_0_papageorgopoulos_2017.pdf.
- A. Wilson, G. Kleen, D. Papageorgopoulos. Fuel Cell System Cost – 2017, DOE Hydrogen and Fuel Cells Program Record. 2017. https://www.hydrogen.energy.gov/pdfs/17007_fuel_cell_system_cost_2017.pdf.
- US DOE (United States Department of Energy) (2019). «Fuel Cell R&D Overview», 2019. Annual Merit Review and Peer Evaluation Meeting, Washington, DC. https://www.hydrogen.energy.gov/pdfs/review19/plenary_fuel_cell_papageorgopoulos_2019.pdf.
- R. Vijayagopal, N. Kim, A. Rousseau. Fuel Cell Powered Vehicles: An Analysis of How Technology Progress Affects the Technical and Economic Feasibility. Argonne Report ANL-17/07, May 2017.
- N. Kim, A. Moawad, R. Vijayagopal, A. Rousseau. Impact of Fuel Cell and Storage System Improvement on Fuel Consumption and Cost//World Electric Vehicle Journal. 2016. № 8. P. 305-314.
- M. Robinius, A. Otto, P. Heuser et al. Linking the Power and Transport Sectors —Part 1: The Principle of Sector Coupling//Energies. 2017. № 10. P. 956.
- Y. Ligen, H. Vrubel, H. H. Girault. Mobility from Renewable Electricity: Infrastructure Comparison for Battery and Hydrogen Fuel Cell Vehicles//World Electric Vehicle Journal. 2018. № 9. P. 3.
- С. В. Ратнер. Эволюция транспортной инфраструктуры в целях охраны климата: развитие инновационных технологий автомобильного транспорта в России и мире// Инновации. 2019. № 5. С. 28-34.
- K. Reddi, A. Elgowainy, N. Rustagi, E. Gupta. Impact of hydrogen refueling configurations and market parameters on the refueling cost of hydrogen//Int. J. Hydrogen Energy. 2017. № 42. P. 21855-21865.
- IMO (International Maritime Organization) (2014). Third IMO GHG Study 2014, IMO, London. https://www.imo.org/en/OurWork/Environment/PollutionPrevention/AirPollution/Documents/Third%20Greenhouse%20Gas%20Study/GHG3%20Executive%20Summary%20and%20Report.pdf.
- T. Brown. Pilot project: an ammonia tanker fueled by its own cargo. Ammonia Energy, 2018. https://www.ammoniaenergy.org/pilot-project-an-ammonia-tanker-fueled-byits-own-cargo.
- M. Lehtveer, S. Brynolf, M. Grahn. What Future for Electro fuels in Transport? Analysis of Cost Competitiveness in Global Climate Mitigation//Environmental Science & Technology. 2019. № 53 (3). P. 1690-1697.
- D. Hagos, E. Ahlgren. Exploring cost-effective transitions to fossil independent transportation in the future energy system of Denmark//Applied Energy. 2020. № 261. P. 114389.
- E. Bouman, E. Lindstad, A. Rialland, A. Strшmman. State-of-the-art technologies, measures, and potential for reducing GHG emissions from shipping – A review//Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2017. № 52. P.408-421.
- World premiere: Alstom’s hydrogen trains enter passenger service in Lower Saxony. https://www.alstom.com/press-releases-news/2018/9/world-premiere-alstoms-hydrogentrainsenter-passenger-service-lower.
- E. Wiseman. Hydrogen fuel cell trains to run on British railways from 2022. The Telegraph, 2019. https://www.telegraph.co.uk/cars/news/hydrogen-fuel-cell-trains-runbritish-railways-2022.
Авторы