PEST-анализ как инструмент выявления возможных отраслевых сдвигов

В современной турбулентной внешней среде возрастает роль PEST-анализа, который предназначен для определения структурных сдвигов в отрасли под воздействием факторов макросреды и выявления на этой основе степени влияния заинтересованных групп, что необходимо для организации управления рисками. Однако компании практически не используют этот известный инструмент стратегического менеджмента, упуская формирующиеся тренды и возможности внешней среды. В статье обозначены методические проблемы использования PEST-анализа, выделены основные тенденции развития макросреды, на которые следует обратить внимание при проведении такого анализа. Описана организация PEST-анализа: от выявления значимых для отрасли трендов до заинтересованных в их реализации сторон с оценкой уровня заинтересованности и власти. Это позволяет системно представить возможные направления развития отрасли и создает основу для принятия обоснованных стратегических решений по развитию бизнеса

Ключевые слова: PEST-анализ, VUCA-среда, аттрактор, тенденции макросреды, стейкхолдеры, матрица «Власть – заинтересованность»

Список использованных источников

  1. К. Эртель, Л. Соломон. Стратегическая сессия. М.: Альпина Паблишер, 2015. 248 с.
  2. Р. Румельт. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно. М: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 448 с.
  3. Л. Брабандер, А. Ини. Думай в других форматах. М.: Эксмо, 2019. 416 с.
  4. Нассим Талеб. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, 2016. 736 с.
  5. Е. В. Викторова, Д. А. Горулев, Д. А. Петренко. Цифровая экономика: вызовы и возможности для достижения целей устойчивого развития//Инновации. 2019. № 9. С. 85-88.
  6. Т. О’Рейли. WTF? Гид по бизнес-моделям будущего. М.: Эксмо, 2019. 512 с.
  7. Дж. Хейманс, Г. Тиммс. Кто правит миром?//Harvard Business Review – Россия. 2015, январь-февраль. С. 41-49.
  8. С. Исмаил. Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017. 393 с.
  9. Л. Граттон. Будущее работы: что нужно делать сегодня, чтобы быть востребованным завтра. М.: Альпина Паблишер, 2012. 252 c.
  10. Ю. Аппело. Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами. М.: Альпина Паблишер, 2019. 534 с.
  11. Е. А. Алещенко, В. Д. Маркова. PEST-анализ как инструмент выявления и оценки степени влияния заинтересованных сторон в сфере здравоохранения//Инновации. 2019. № 4. С. 64-70.
  12. Harvard Business Review – Россия. Апрель 2016. С. 37.

Авторы