В статье представлено аналитическое обобщение основных направлений цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе, включая формирование интегрированной среды, развитие онлайн-образования, использование отечественных и зарубежных цифровых платформ, инновационных образовательных компонентов, переподготовку и повышение квалификации ППС применительно к цифровым форматам процесса обучения. Научной новизной представленной статьи является определение цифровой трансформации образовательного процесса как креативной системы отношений между его участниками и стейкхолдерами, сформированной в результате разработки и внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и соответствующих им коммуникационных устройств, конечным результатом использования которых будет являться создание модели «цифрового университета» как совокупности нормативных требований, предъявляемых к цифровой среде вуза
Ключевые слова: Цифровая трансформация, образовательный процесс, «цифровой университет», образовательная среда, онлайн-образование, информационные технологии, финансирование, цифровые платформы
Список использованных источников
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»//СПС «Консультант плюс».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 14. С. 5-37.
- Е. Н. Бабин. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды//Университетское образование: практика и анализ. 2018. № 22 (6). С. 44-54.
- Й. Виссема. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период/Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 432 с.
- Н. В. Комлева. Профессиональная компетентность личности в условиях smart-общества//Открытое образование. 2017. Т. 21. № 1. С. 27-33.
- В. А. Ларионова, А. А. Карасик. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural//Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 3 (3). С. 130-135.
- Министерство образования и науки: цифровизация вузов должна базироваться на реальных проблемах студентов. https://www.exhtrtcenteraur.ru/minobrnaukicifrovizaciya-vuzov-dolgna-bazirovatcya-na-realnyx-problemax-studentov.
- Г. В. Можаева, А. А. Шабалина. Цифровая трансформация в вузах — членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы//EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям. г. Томск, 29-31 мая 2019 г. Томск: Издательский Дом Томского государственного университет, 2019. С. 45-54
- Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов, М. Карной//Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.
- А. Прохоров, Л. Коник. Цифровая трансформация. Анализ. Тренды. Мировой опыт. https://www.books.google.ru.
- Г. Сидоров. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях. https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831.
- Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России//Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197.
- Е. А. Соколов, С. Н. Середа. Информационный сервис электронного документооборота вуза//Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 106-125.
- Н. А. Стефанова, Т. Э. Рахманова. Оценка эффективности цифровой экономики//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.
- А. Ю. Уварова, И. В. Дворецкая, И. Д. Фрумин. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
- Университет 20.35. Т. 34. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. 50 с.
- Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы//Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3-12.
- Цифровой университет: новое образование для новой экономики. https://www.libinform.ru/read/articles/TCifrovoj-universitet-novoe-obrazovanie-dly-novoj.
- В. Н. Южаков, А. А. Ефремов. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации//Российское право. Образование, практика, наука. 2018. № 6. С. 18-24.
- V. Potkonjak, M. Gardner, V. Callaghan. Virtual laboratories for education in science, technology, and engineering: A review//Computers & Education. 2016. № 95. P. 309-327.
- Yen-Hsiung Wu, Yen-Chun Jim Wu. Review of trends from mobile learning studies: A meta-analysis//Computers & Education. 2012. № 59. P. 817-827.
- Локальные нормативные документы КФУ. Официальный сайт Казанского федерального университета. https://kpfu.ru/open/lokalnye-dokumenty.
- Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий СМК-ПВД-7-01-52-2015. Официальный сайт Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/education/mod/polozhenie_EHO_2c_DOT.pdf.
- Порядок проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий в ДВФУ. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. https://www.dvfu.ru/sveden/document/?show_desktop_mode=true.
- Р. М. Сафуанов, М. Ю. Лехмус, Е. А. Колганов. Цифровизация системы образования//Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: «Экономика». 2019. № 2 (28). С. 116-121.
Авторы