Цифровая трансформация высшего образования: состояние, проблемы и перспективы

В статье представлено аналитическое обобщение основных направлений цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе, включая формирование интегрированной среды, развитие онлайн-образования, использование отечественных и зарубежных цифровых платформ, инновационных образовательных компонентов, переподготовку и повышение квалификации ППС применительно к цифровым форматам процесса обучения. Научной новизной представленной статьи является определение цифровой трансформации образовательного процесса как креативной системы отношений между его участниками и стейкхолдерами, сформированной в результате разработки и внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и соответствующих им коммуникационных устройств, конечным результатом использования которых будет являться создание модели «цифрового университета» как совокупности нормативных требований, предъявляемых к цифровой среде вуза

Ключевые слова: Цифровая трансформация, образовательный процесс, «цифровой университет», образовательная среда, онлайн-образование, информационные технологии, финансирование, цифровые платформы

Список использованных источников

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»//СПС «Консультант плюс».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  3. Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 14. С. 5-37.
  4. Е. Н. Бабин. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды//Университетское образование: практика и анализ. 2018. № 22 (6). С. 44-54.
  5. Й. Виссема. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период/Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 432 с.
  6. Н. В. Комлева. Профессиональная компетентность личности в условиях smart-общества//Открытое образование. 2017. Т. 21. № 1. С. 27-33.
  7. В. А. Ларионова, А. А. Карасик. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural//Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 3 (3). С. 130-135.
  8. Министерство образования и науки: цифровизация вузов должна базироваться на реальных проблемах студентов. https://www.exhtrtcenteraur.ru/minobrnaukicifrovizaciya-vuzov-dolgna-bazirovatcya-na-realnyx-problemax-studentov.
  9. Г. В. Можаева, А. А. Шабалина. Цифровая трансформация в вузах — членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы//EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям. г. Томск, 29-31 мая 2019 г. Томск: Издательский Дом Томского государственного университет, 2019. С. 45-54
  10. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов, М. Карной//Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.
  11. А. Прохоров, Л. Коник. Цифровая трансформация. Анализ. Тренды. Мировой опыт. https://www.books.google.ru.
  12. Г. Сидоров. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях. https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831.
  13. Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России//Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197.
  14. Е. А. Соколов, С. Н. Середа. Информационный сервис электронного документооборота вуза//Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 106-125.
  15. Н. А. Стефанова, Т. Э. Рахманова. Оценка эффективности цифровой экономики//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.
  16. А. Ю. Уварова, И. В. Дворецкая, И. Д. Фрумин. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
  17. Университет 20.35. Т. 34. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. 50 с.
  18. Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы//Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3-12.
  19. Цифровой университет: новое образование для новой экономики. https://www.libinform.ru/read/articles/TCifrovoj-universitet-novoe-obrazovanie-dly-novoj.
  20. В. Н. Южаков, А. А. Ефремов. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации//Российское право. Образование, практика, наука. 2018. № 6. С. 18-24.
  21. V. Potkonjak, M. Gardner, V. Callaghan. Virtual laboratories for education in science, technology, and engineering: A review//Computers & Education. 2016. № 95. P. 309-327.
  22. Yen-Hsiung Wu, Yen-Chun Jim Wu. Review of trends from mobile learning studies: A meta-analysis//Computers & Education. 2012. № 59. P. 817-827.
  23. Локальные нормативные документы КФУ. Официальный сайт Казанского федерального университета. https://kpfu.ru/open/lokalnye-dokumenty.
  24. Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий СМК-ПВД-7-01-52-2015. Официальный сайт Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/education/mod/polozhenie_EHO_2c_DOT.pdf.
  25. Порядок проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий в ДВФУ. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. https://www.dvfu.ru/sveden/document/?show_desktop_mode=true.
  26. Р. М. Сафуанов, М. Ю. Лехмус, Е. А. Колганов. Цифровизация системы образования//Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: «Экономика». 2019. № 2 (28). С. 116-121.

Авторы