Встраивание в глобальные цепочки создания ценности: мировая и российская специфика на примере автомобилестроения

Статья посвящена исследованию формирования глобальных цепочек создания ценности и участию национальных экономик в международной кооперации. Выделяется и описывается современная специфика функционирования международных и национальных рынков, межотраслевого обмена, пространственного развития и диффузии инноваций. На примере автомобилестроения, традиционно создающего массовый спрос на результаты НИОКР множества отраслей, в статье исследуются современные потоки товаров и услуг с глубиной связи Tier2 на глобальном, международном и национальном уровнях. Проводится сравнение автомобилестроения Российской Федерации и Германии. Анализируется опыт реализации политики инновационного развития в автомобилестроении, инструменты государственного регулирования, общие модели реализации кластерного развития в РФ и мире

Ключевые слова: глобальные цепочки создания ценности, интеграция, автомобилестроение, межрегиональная межотраслевая торговля, инновации, кластеры

Список использованных источников

  1. G. Gereffi, M. Korzeniewicz, R. Korzeniewicz. Commodity chains and global capitalism. Praeger Publishers, 1994. 354 p.
  2. T. K. Hopkins, I. Wallerstein. Commodity chains in the worldeconomy prior to 1800//Review (Fernand Braudel Center) 10 (1), P. 157-170.
  3. И. А. Макаров, А. К. Соколова Эволюция цепочек добавленной стоимости в АТР и возможности для России//Пространственная экономика. 2018. № 1. С. 16-36.
  4. Н. В. Смородинская, Д. Д. Катуков. Ключевые черты и последствия индустриальной революции 4.0//Инновации. 2017. № 10. С. 88-90.
  5. B. Los, M. Timmer, G. J. de Vries. Global Value Chains: ‘Factory World’ Is Emerging //The Age of Global Value Chains: Maps and Policy Issues / J. Amador, F. di Mauro (eds.).L.: CEPR Press, 2015 P. 36-47.
  6. В. Н. Киселев. Глобальные цепочки добавленной стоимости: вызовы и перспективы для российской науки и инноваций//Инновации. 2017. № 10. С. 2-18.
  7. Н. Н. Колосовский. Основы экономического районирования. М., 1958. 200 с.
  8. М. Портер. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
  9. E. Kutsenko, E. Islankina, V. Abashkin. The evolution of cluster initiatives in Russia: the impacts of policy, life-time, proximity and innovative environment//Foresight. Vol. 19. № 2. 2017. P. 87-120.
  10. H. Etzkowitz. The Triple Helix: university-industry-government. Innovation in action. Routlege, 2008. 155 p.
  11. С. Ботот, Д. Сатински. Модель тройной спирали в региональном развитии Великобритании, США и России//Инновации. 2011. № 4. С. 43-48.
  12. F. Todtling, A. Kaufmann. «Systems of Innovation in Traditional Regions — Results of a Firm Survey in Styria»//Paper presented at the European RSA Congress in Rome, 1997. 23 p.
  13. http://www.wiod.org/database/wiots16
  14. http://www.almagrid.com/ru/almaGRID_SystemAnalysis_Introduction.htm
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 г. № 166 (ред. от 24.03.2014 г.) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».
  16. http://www.customs.ru
  17. https://www.fedstat.ru
  18. http://expert.ru/northwest/2016/13/ni-tehnologij-nimaterialov
  19. Евразийская экономическая комиссия. Департамент промышленной политики. Комплексный анализ состояния и развития автомобилестроения государств – членов Евразийского экономического союза. М., 2016. 84 C.
  20. Ст.14 «Применение национального режима при осуществлении закупок» ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  21. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2014 г. № 1027 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
  22. Постановление Правительства РФ от 16.04.2015 г. № 364 (ред. от 26.07.2018 г.) «О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015-2017 гг. физическим лицам на приобретение автомобилей, и возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018-2020 гг. физическим лицам на приобретение автомобилей».
  23. Постановление Правительства РФ от 08.05.2015 г. № 451«О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018-2020 гг.».
  24. https://www.autostat.ru/infographics/25791
  25. http://nwasz.ru/proekty/v-razrabotke.html
  26. https://ulgov.ru/n/52115
  27. http://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/vpodmoskove-planiruyut-sozdat-avtomobilnyy-klaster-iispytatelnyy-centr-dlya-avtoproma-2503
  28. https://cluster.hse.ru/news/211274338.html
  29. http://www.worldstopexports.com/germanys-top-10-imports
  30. C. Cetels, S. Protsiv. European Cluster Panorama.Center for Strategy and Competitiveness. Stockholm School of Economics, 2016. 69 p.__

Авторы