В контексте инновационного развития многих российских компаний часто достаточно слабо учитывается соответствующий зарубежный опыт. В данной статье проводился анализ корпоративных инновационных систем в железнодорожной отрасли как среди репрезентативных компаний стран выборки, так и среди агрегированных рыночных моделей (модели «министерства», «корпоратизации», «регулируемого рынка» и «laissezfaire»). По результатам исследования среди успешных практик можно отметить следующие: делегирование ряда функций смежному министерству и/или компании, обмен кадрами с зарубежными и отечественными партнерами и др., а эффективными элементами инновационной инфраструктуры можно считать отраслевые институты и университеты, научно-технический «центр центров», корпоративный «фонд фондов», а также бизнес-акселераторы
Ключевые слова: корпоративная инновационная система, инновационная система компании, инновационная инфраструктура, зарубежный опыт функционирования инновационных систем
1. Д. Г. Артемьев, Д. В. Гергерт. Корпоративная инновационная система как неотъемлемый элемент развития промышленного предприятия в условиях новой экономики. В: «Новая индустриализация и умная экономика: вызовы и возможности: материалы Пермского конгресса ученых-экономистов (12 февраля 2015 г.)». Пермь: ПГНИУ, 2015.
2. А. А. Баимбетова. Маркетингово-инновационная система компании//ВестникКазНУ. Серия экономическая. № 3 (79). 2010. С. 92-94.
3. Э. Н. Вaлетдинова. Разработка инновационной системы предприятия в условиях экономической безопасности//Экономические науки. № 1 (74). 2011. С. 232-235.
4. И. Г. Дежина. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес?//Журнал «Человек и труд». № 3. 2005. С. 12-14.
5. Н. И. Пономарева. Управление развитием корпоративной инновационной системы//Актуальные вопросы экономических наук. № 29-1. 2013. С. 88-93.
6. Ю. Симачев, M. Кузык, В. Фейгина. Взаимодействие российских компаний и исследовательских организаций в проведении НИОКР: третий не лишний?//Вопросы экономики. № 7. 2014.
С. 4-34.
7. ФГАУ «РФТР». 2013. Корпоративное управление инновациями. Оценка текущего состояния предприятий, зарубежный опыт и рекомендации. http://irdclub.ru/wp-content/uploads/2014/08/CorporateInnovations-_KorznikovAM_201405.pdf.
8. С. В. Шапошникова. Управление различными типами инновационных систем//ИнВестРегион. № 4. 2008. С. 27-31.
9. J. B. Barney. Firm resources and sustained competitive advantage//Journal of Management, № 17 (1), 1991. P. 99-120.
10. R. Bordie, S. Wilson, J. Kuang. 2014. The Importance, Development and Reform Challenges of China’s Rail Sector/In L. Song, R. Garnaut, C. Fang, eds. Deepening Reform For China’s Long-term Growth and Development (Canberra: ANNU Press, 2014). http://press-files.anu.edu.au/downloads/press/p285111/pdf/ch19.pdf.
11. O. Granstrand. 2000. Corporate Innovation Systems. A Comparative Study of Multi-Technology Corporations in Japan, Sweden and the USA. http://www.lem.sssup.it/Dynacom/files/D21_0.pdf.
12. Indian Railways. 2014. Indian Railways Annual Report and Accounts. http://indianrailways.gov.in/railwayboard/uploads/directorate/stat_econ/IRSP_2013-14/pdf/Annual_Report_Accounts_Eng/14.pdf.
13. Japan Railways. 2013. Annual Report. http://english.jr-central.co.jp/company/ir/annualreport/_pdf/annualreport2013.pdf.
14. R. Kopicki, L. S. Thompson. Best Methods of Railway Restructuring and Privatization. CFS Discussion Paper Series. № 111. 2013. http://siteresources.worldbank.org/INTRAILWAYS/Resources/b35.pdf.
15. OECD. 2013. Recent developments in rail transportation services. URL: http://www.oecd.org/daf/competition/Rail-transportation-Services-2013.pdf.
16. Railway Technical Research Center. 2014. Annual Report 2013-2014. http://www.rtri.or.jp/rtri/pdf/annual/annual2013-2014_e.pdf.
17. The World Bank. 2011. Railway Reform: Toolkit for Improving Rail Sector Performance. Pp. 339-350. http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/documents/toolkits/railways_toolkit/PDFs/WB_toolkit.pdf.
18. Deutsche Bahn. 2014. 2013 Annual Report. http://www.deutschebahn.com/file/en/2211562/_YPyTYgSJrYyfpiMZWwldPW9wk/6806228/data/2013_dbgroup.pdf.