Уточнение методов оценки бизнеса при определении стоимости инновационных компаний

Стоимость компании на сегодняшний день является одной из важнейших экономических категорий, так как ее оценка и мониторинг ее изменения необходимы не только при купле/продаже целевого бизнеса, но и для осуществления грамотного стратегического менеджмента и обоснования ключевых инвестиционных решений. На современном этапе компании инновационного сектора часто развиваются динамичнее, имеют более высокую капитали- зацию по сравнению с предприятиями традиционного сектора экономики. При этом данной группе компаний характерен высокий уровень риска. Очевидно, что в силу специфики инновационного бизнеса, применение классического оценочного инструментария с большой долей вероятности исказит итоговый результат. Поэтому методы, предусмотренные федеральными стандартами оценки, требуют определенных уточнений и дополнений. Данное исследование ориентировано на идентификацию специфических черт инновационного бизнеса и предложение направлений совершенствования оценочных подходов для случая, когда объектом оценки выступает инновационно ориентированная компания.

Ключевые слова: оценка инновационного бизнеса, методы оценки стоимости бизнеса, управление стоимостью компании, инновационный менеджмент.

Список использованных источников

  1. OECD. Oslo Manuals. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd edition. OECD, Paris. P. 46. http://www.oecd.org/sti/inno/oslomanualguidelinesforcollectingandinterpretinginnovationdata3rdedition.htm.
  2. OECD: Frascati Manual. http://www.oecd.org/sti/inno/frascatimanualproposedstandardpracticeforsurveysonresearchandexperimentaldevelopment6thedition.htm.
  3. Федеральный закон № 127 ФЗ от 23.08.1996 г. (в ред. от 24.07.2023 г.) «О науке и государственной научно-технической политике».
  4. Ф. П. Боер. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.
  5. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. http://old.mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf.
  6. В. И. Винокуров. Основные термины и определения в сфере инноваций//Инновации. 2005. № 4.
  7. Е. А. Спиридонова. Управление инновациями: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 1-е изд. М.: Юрайт, 2020.
  8. С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт. Малое инновационное предпринимательство: учеб. пособие. М., 2015.
  9. Ш. Пратт. Руководство по оценке стоимости. М.: Квинто-консалтинг, 2000.
  10. A. Дамодаран. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  11. З. Боди. Финансы. М: «Вильямс», 2007.
  12. Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 г. № 326 «Об утверждении Федерального стандарта оценки “Оценка бизнеса (ФСО № 8)”». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=180654&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.7442918396052249#0.
  13. Е. А. Спиридонова, Е. И. Михеева, Н. Н. Пономарева, М. А. Сухарева. Сравнительный анализ привлекательности инвестирования в инновационные и неинновационные компании//Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122) С. 755 -762.
  14. A. Alford. The Effect of the Set of Comparable Firms on the Accuracy of the Price-Earnings Valuation Method. http://www.jstor.org/stable/2491093.
  15. S. Bhojraj. Who Is My Peer? A Valuation-Based Approach to the selection of Comparable Firms. http://www.jstor.org/stable/3542390.
  16. G. B. Stewart. The Quest for Value: A Guide for Senior Managers//Harper Business NY, 1991.
  17. S. Lee, W. G. Kim. EVA, refined EVA, MVA, or traditional performance measures for the hospitality industry?//International Journal of Hospitality Management. 2009. № 28. Р. 439-445.
  18. Е. А. Спиридонова. Оценка и управление стоимостью компании. учебник и практикум. Серия 76 «Высшее образование». М.: Юрайт, 2023.
  19. А. А. Носов, Е. А. Спиридонова. Применение современных методов оценки бизнеса при оценке и управлении стоимостью результатов интеллектуальной деятельности//Экономика и предпринимательство. 2021. № 12 (137). С. 1042-1047.
  20. E. Ottosson, F. Weissenrieder. CVA, Cash Value Added — a new method for measuring financial performance//Gothenburg Studies in Financial Economics. № 1. 1996.

Авторы