Университеты как институты общества, производящие знания, в современных условиях способны играть значительную роль в инновационной деятельности, способствовать экономическому росту, становиться точками роста в рамках региональных и национальных инновационных систем, осуществлять роль визионеров будущего развития общества. Все более актуальными становятся вопросы трансформации учреждений высшего образования в направлении развития взаимодействия с внешней средой, с бизнес-сообществом; модернизации университетской структуры с целью обеспечения ее динамичного развития и финансовой устойчивости; усиления, наравне с образовательной и исследовательской, третьей, инновационно-предпринимательской функции; эффективного использования потенциала университетов как источников знания и визионеров развития общества, уникального сочетания высококвалифицированных специалистов и интеллектуального капитала. Особую роль в рамках национальной образовательной среды играют так называемые «флагманские университеты» — вузы, равно эффективно выполняющие образовательную, исследовательскую, предпринимательскую и визионерскую функции. Флагманские университеты присутствуют далеко не во всех странах. В странах с развивающейся экосистемой профессионального образования, находящихся на пути формирования и трансформации среды местных вузов, место флагманского отечественного университета часто остается до поры вакантным. При этом, в отсутствии флагманских университетов национальная образовательная система является не полностью сформировавшейся, поскольку именно этим университетам отводится особая роль внутри общества и национальной системы образования. Данная статья посвящена анализу особой роли флагманских университетов в рамках национальной системы образования и ее постепенной трансформации
Ключевые слова: флагманский университет, взаимодействие университетов и общества, инновационное развитие, национальная система образования