Флагманские университеты: от поставщиков кадров к маякам развития общества

Университеты как институты общества, производящие знания, в современных условиях способны играть значительную роль в инновационной деятельности, способствовать экономическому росту, становиться точками роста в рамках региональных и национальных инновационных систем, осуществлять роль визионеров будущего развития общества. Все более актуальными становятся вопросы трансформации учреждений высшего образования в направлении развития взаимодействия с внешней средой, с бизнес-сообществом; модернизации университетской структуры с целью обеспечения ее динамичного развития и финансовой устойчивости; усиления, наравне с образовательной и исследовательской, третьей, инновационно-предпринимательской функции; эффективного использования потенциала университетов как источников знания и визионеров развития общества, уникального сочетания высококвалифицированных специалистов и интеллектуального капитала. Особую роль в рамках национальной образовательной среды играют так называемые «флагманские университеты» — вузы, равно эффективно выполняющие образовательную, исследовательскую, предпринимательскую и визионерскую функции. Флагманские университеты присутствуют далеко не во всех странах. В странах с развивающейся экосистемой профессионального образования, находящихся на пути формирования и трансформации среды местных вузов, место флагманского отечественного университета часто остается до поры вакантным. При этом, в отсутствии флагманских университетов национальная образовательная система является не полностью сформировавшейся, поскольку именно этим университетам отводится особая роль внутри общества и национальной системы образования. Данная статья посвящена анализу особой роли флагманских университетов в рамках национальной системы образования и ее постепенной трансформации

Ключевые слова: флагманский университет, взаимодействие университетов и общества, инновационное развитие, национальная система образования

Список использованных источников

  1. В. В. Зырянов, А. В. Носкова, Н. Г. Осипова, М. А. Титова. Национальная система образования в России: проблемы и перспективы в контексте реформирования и глобализации//Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015.
  2. Я. И. Кузьминов, М. Юдкевич. Университеты в России: как это работает, 2021.
  3. J. A. Douglass. The New Flagship University. Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy, 2016.
  4. M. Shattock, A. P. Jakob. The Entrepreneurial University: Context and Institutional Change, 2015.
  5. J. A. Douglass. Universities and the Public Sphere: Knowledge Creation and State Building in the Era of Globalization, 2015.
  6. J. Nixon. Higher Education and the Public Good: Imagining the University, 2014.
  7. C. N. Davidson. The New Education: How to Revolutionize the University to Prepare Students for a World in Flux, 2017.
  8. London Economics – The Economic Impact of the University of Oxford – measured the University’s impact on the UK economy in 2018/2019 

Авторы