Мониторинг результативности цифровой экосистемы общественного здоровья

Цифровое здравоохранение предлагается трактовать как цифровую экосистему общественного здоровья, позволяющую улучшить общественное здоровье за счет совершенствования медицинской диагностики, распространения доказательной медицины, проведения онлайн-консультаций, сопровождения клинических испытаний. Цель исследования состояла в оценивании на основе официальной статистической информации и информации из открытых источников состояния отдельных элементов цифровой экосистемы общественного здоровья, таких как региональные условия и характеристика базовой инфраструктуры, развитие отечественного программного обеспечения для медицинских, страховых медицинских организаций и аптечных учреждений, цифровых платформ, сервисов и мобильных приложений от агрегаторов медицинских услуг. Выявлена существенная дифференциация регионов по совокупности характеристик базовой инфраструктуры для развития цифровой экосистемы общественного здоровья, снижающая потенциал использования цифровой экосистемы здоровья для всего населения России. Проведен анализ данных о регистрации программного обеспечения для системы здравоохранения в реестре отечественного программного обеспечения, показано, что преференции отечественным производителям программного обеспечения при закупке товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, являются действенными. По данным о запросах по ключевым словам и данным магазинов мобильных приложений оценена популярность крупных российских агрегаторов медицинских услуг, сделан вывод, что современный уровень развития российских цифровых платформ, сервисов и мобильных приложений является существенным заделом для развития телемедицины. Фактором, сдерживающим развитие телемедицины, является состояние нормативно-правовой базы. Законодательные акты, ориентированные на разрешение использования телемедицинских сервисов для постановки диагноза и назначения лечения находятся в стадии рассмотрения. Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть совершенствование методологических и методических основ мониторинга результативности цифровой экосистемы общественного здоровья, в частности, необходимо анализировать не только индикаторы развития ресурсов цифрового и электронного здравоохранения, которые установлены в стратегических программных документах, но и дополнительно разработать индикаторы пользы для субъектов цифровой экосистемы

Ключевые слова: цифровое здоровье, программное обеспечение для здравоохранения, мобильные медицинские приложения, мониторинг электронного здравоохранения, телемедицина

Список использованных источников

  1. Гомалеев А. О. Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)//Journal of Economy and Business, 2017, vol.5–1. С. 79–84. DOI: 10.24411/2411–0450–2019–10824.
  2. Дятлов С. А., Кудрявцева К. В. Цифровые блага в сервисно-цифровой экономике//Инновации. 2020. № 3. URL: https://maginnov.ru/ru/zhurnal/arhiv/2020/innovacii-n-3–2020/cifrovye-blaga-v-servisno-cifrovoj-ekonomike.
  3. Законопроект № 930215–7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части особенностей оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/930215–7 .
  4. Запрос на изменение паспорта приоритетного проекта "Электронное здравоохранение" N 1 (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитиюи приоритетным проектам, протокол от 20.10.2017 N 11). Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 20 октября 2017 г. N 11). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295595/.
  5. Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник/Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 380 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/484533334.pdf.
  6. Карпов О. Э., Субботин С. А., Шишканов Д. В., Замятин М. Н. Цифровое здравоохранение. Необходимость и предпосылки//Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 5–22.
  7. Липатов В. А., Сайцев И. Г., Северинов Д. А. О проблемах внедрения IT-систем в практическое здравоохранение. Бюллетень сибирской медицины. 2018; 17 (1): 177–190. DOI: 10.20538/1682–0363–2018–1-177–190.
  8. Методология расчета индекса «Цифровая Россия» субъектов Российской Федерации Москва, Московская школа управления СКОЛКОВО. Центр Финансовых инноваций и безналичной экономики. 2018. URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Methodology_2019–04_ru.pdf.
  9. Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по применению телемедицинских технологий. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=121390&utm_campaign=med&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=old.
  10. Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». URL: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr
  11. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/.
  12. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16). URL: https://base.garant.ru/72190282/
  13. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 N 9). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284317/.
  14. Паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/046/712/original/FP_Cifrovoj_kontur_zdravooxraneniya.pdf?1565344851.
  15. Стефанова Н. А., Андронова И. В. Проблемы цифровизации сферы здравоохранения: российский и зарубежный опыт//Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. № 3. Том 9. С. 31–35.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL:https://base.garant.ru/71670570/
  17. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.
  18. Федеральный закон N 250-ФЗ 29 июля 2018 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей"» от 29.07.2018 N 250-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303537/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/.
  19. Digital implementation investment guide: integrating digital interventions into health programmes. Geneva: World Health Organization; 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. URL:https://www.who.int/publications/i/item/9789240010567.
  20. Global strategy on digital health 2020–2025. Geneva: World Health Organization; 2021. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. 60 p. URL: https://www.who.int/docs/default-sourcedocuments/gs4dhdaa2a9f352b0445bafbc79ca799dce4d.pdf.
  21. Global Telemedicine Market Outlook 2022. 2020. 120 Pages. E-Services Private Limited. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/3766749/global-telemedicine-marketoutlook-2022?w=4&utm_source=BW&utm_medium=PressRelease&utm_code=xlf7kg.
  22. Monitoring and evaluating digital health interventions: a practical guide to conducting research and assessment. Geneva: World Health Organization; 2016. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. URL: https://www.who.int/reproductivehealth/publications/mhealth/digital-health-interventions/en/.
  23. National eHealth strategy toolkit. World Health Organization and International Telecommunication Union; 2012. URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-E_HEALTH.05–2012-PDF-E.pdf.
  24. Report on the WHO Symposium on the Future of Digital Health Systems in the European Region, Copenhagen, Denmark, 6–8 February 2019. Copenhagen: WHO Regional O ce for Europe; 2019. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329032/9789289059992-eng.pdf.
  25. Verzilin, D., Maximova, T., Antokhin, Y., Sokolova, I. Integration of heterogeneous data in monitoring environmental assets. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2019, 765, стр. 176–185. URL: https://www.springerprofessional.de/en/integration-of-heterogeneous-data-in-monitoring-environmental-as/15770190.
  26. WHO Global Observatory for eHealth. (2011). mHealth: new horizons for health through mobile technologies: second global survey on eHealth. World Health Organization. URL:https://apps.who.int/iris/handle/10665/44607.
  27. WHO guideline: recommendations on digital interventions for health system strengthening. Geneva: World Health Organization; 2019. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311941/9789241550505-eng.pdf?ua=1.
  28. World Health Organization Fifty-Eighth World Health Assembly. A58/21. Provisional agenda item 13.17. eHealth Report by the Secretariat. World Health Organization; 7 April 2005. URL: https://apps.who.int/gb/archive/pdf_files/WHA58/A58_21-en.pdf.
  29. World Health Organization Fifty-Eighth World Health Assembly. Resolutions and decisions, Annex — document WHA58/2005/REC/1. World Health Organization; GENEVA, 16–25 May 2005 2005. URL: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA58-REC1/english/A58_2005_REC1-en.pdf.

Авторы