Университетские центры компетенций — инструмент развития мирового научно-образовательного пространства: российский и мировой опыт для регионов

В статье проведен анализ различных аспектов функционирования университетских центров компетенций в России и за рубежом. На примере Массачусетского технологического института и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики рассмотрены вопросы организации деятельности центров компетенций, их материально-технологического оснащения и показатели результативности функционирования таких центров. Особое внимание уделено взаимодействию университетских центров компетенций и индустрии и способам стимулирования такого взаимодействия, включая государственные программы. Бизнес-модели университетских центров компетенций основаны на взаимодействии трех основных векторов — образование, наука и бизнес. В цифровой экономике такое взаимодействие обеспечивается интеграцией талантов, рынков, технологий и сервисов. В России примером таких интегрирующих структур являются «университет НТИ 20.35», центры компетенций НТИ и специализированные по областям университетские центры компетенций. В статье показаны преимущества перечисленных форм организации центров компетенций, их роль в развитии регионов, а также отмечены существующие проблемы

Ключевые слова: научный центр, центр компетенций, научно-образовательное пространство, межинституциональное взаимодействие, меж- дисциплинарный подход, инновации

Список использованных источников

  1. В. Стреналюк Формирование центра ОИ ГК «Ростех». Роль крупных компаний в научно-технологическом развитии//Сб. докладов международной конференции по консультационно-экспертному сопровождению разработки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. 29-31 марта 2016 г. Москва, НИУ ВШЭ. С. 40-51.
  2. Н. П. Иващенко, Е. Б. Кузнецов, А. А. Энговатова Университеты национальной технологической инициативы как инструмент формирования эффективной науки и экономики знаний в России //Инновации. 2017. № 1. С. 26-32.
  3. B.-Е.Lundvall, B. Johnson The Learning Economy//Journal of Industry Studies 1: 2, 1994. P. 23-42.
  4. Официальный сайт Массачусетского технологического института. http://web.mit.edu/facts/faculty.html.
  5. Официальный сайт Массачусетского технологического института. http://news.mit.edu/2017/mit-physicist-rainer-weiss-shares-nobel-prize-physics-1003.
  6. Официальный сайт Массачусетского технологического института. https://www.nobelprize.org/nobel_prizes/chemistry/laureates/2015/modrich-bio.html.
  7. Официальный сайт Массачусетского технологического института. http://web.mit.edu/facts/industry.html.
  8. Официальный сайт Массачусетского технологического института. http://web.mit.edu/facts/entrepreneurship.html.
  9. Официальный сайт Массачусетского технологического института. http://ilp.mit.edu/media/webpublications/pub/literature/mit_ilp_facultyguide.pdf.
  10. «План мероприятия («дорожная карта») по реализации программы повышения конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно- образовательных центров в 2013-2020 гг. (2 этап – 2015-2016 гг.)». http://www.ifmo.ru/file/pages/239/roadmap_itmo_2_rus_final.pdf.
  11. А. Е. Арменский, В. В. Кузнецов. Научно-технологическое развитие России, как фактор повышения качества жизни//Инновации. 2016. № 7. С. 36-39.
  12. И. Л. Туккель. «Большие вызовы»: глобализация или глокализация? Вариативное проектирование стратегий научно-технологического развития//Инновации. 2016. № 7. С. 24-29.
  13. https://www.rvc.ru/eco/overcoming_technological_barriers/competence_centers_nti.
  14. Н. Г. Куракова, В. Г. Зинов, В. А. Коцюбинский. Проблемы кадрового обеспечения направлений, выделенных в прогнозе научно-технологического развития России до 2030 г.//Инновации. 2014. № 5. С. 47-56.
  15. Ю. Медведев. Неотложка докторам//Российская газета. № 61. 25.03.2015 г.
  16. Б. И. Бедный, Е. В. Чупрунов. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития//Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9-20.
  17. В. Сараев. Университет из колхозного рынка//Эксперт. 2012. № 36. С. 77-80.
  18. https://www.spmi.ru/mezdunarodnyi-centr-kompetencii-v-gornotehniceskom-obrazovanii-pod-egidoi-unesko.
  19. https://lk.spmi.ru/docs/pub/2f3ba8e90a35ddd664199a3fbcb6c52e/default/?&.
  20. Официальный сайт Массачусетского технологического института. https://tlo.mit.edu/engage-tlo/annual-update/tlo-data.

Авторы