Метод управления процессом обучения олимпиадному программированию на основе алгоритмов роевого интеллекта

В работе рассмотрены вопросы комплексного обучения олимпиадному программированию. Метод управления процессом обучения олимпиадному программированию включает следующие этапы: отбор обучающихся, имеющих способности к олимпиадному программированию; оценка и развитие личностных и психологических качеств (далее — ЛПК), необходимых для участия в олимпиадах; управление процессом подготовки к индивидуальным олимпиадам; управление формированием команд с учетом ЛПК; управление процессом подготовки команд к участию в олимпиадах. Научная новизна предложенного метода заключается в оценке и развитии ЛПК обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам; в использовании алгоритмов светлячков и косяков рыб для повышения эффективности управления процессом подготовки к индивидуальным и командным олимпиадам. Для автоматизации предложенного метода разработано программное обеспечение, содержащее следующие программные модули: анализа ЛПК; тренировок ЛПК; математический модуль, в котором реализованы алгоритмы роевого интеллекта; модуль информационного управления подготовкой к олимпиадам; база данных, обеспечивающая обмен данными между модулями. Описан алгоритм управления процессом обучения олимпиадному программированию на основе предложенного метода с использованием разработанного программного обеспечения

Ключевые слова: управление подготовкой, олимпиадное программирование, алгоритмы роевого интеллекта, формирование команд, траектория подготовки.

Список использованных источников

  1. В. А. Крайванова, Е. Н. Крючкова. Олимпиадное программирование как эффективный инструмент подготовки профессиональных программистов//Вестник НГУ. Серия: «Информационные технологии». 2012. Т. 10. Вып. 4. С. 51-56.
  2. A. I. Popov, D. V. Polyakov. Methods of training students for team world championship in programming//Bulletin TSTU. 2012. Vol. 18. № 3. P. 762-766.
  3. Н. П. Пучков, А. И. Попов. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
  4. А. Ю. Родионов. Интеллект-тренинг для всех возрастов: Тренировка памяти, скорочтение, изучение иностранных языков, математические способности. СПб.: Питер, 2004. 176 с.
  5. Т. А. Барышева. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.
  6. Е. Ю. Бруннер. Лучше, чем супервнимание: методики диагностики и психокоррекции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 316 с.
  7. А. П. Карпенко. Современные алгоритмы поисковой оптимизации. Алгоритмы, вдохновленные природой: учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. 446 с.
  8. О. П. Елисеев. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2010. 512 с.
  9. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство института психотерапии, 2002. 339 с.
  10. С. П. Янукович, Т. В. Мрочек, Д. С. Ореховский. Контроль самостоятельной работы студентов IT-специальностей посредством автоматизации/Редкол.: М. Е. Лустенков (гл. ред.) и др.//Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Международной научно-технической конференции, Могилев, 25-26 апреля 2019 г. Могилев: Белорусско-Российский университет, 2019. С. 398.
  11. Н. Е. Равикович. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры. М.: Генезис, 2003. 112 с.
  12. Д. М. Рамендик. Тренинг личностного роста: учебное пособие. М.: Форум Инфра-М (Профессиональное образование), 2007. 176 с.

Авторы