Особенности организации взаимоотношений с потребителями и источники доходов инновационного кластера

В составе резидентов секторально-территориального инновационного кластера (СТИК) можно выделить две основных группы: участники, генерирующие новые научно-технические решения и компании, обеспечивающие данный процесс услугами, сопутствующими успешной инновационной деятельности. Исходя из предназначения СТИК, которое состоит в формировании определенной комбинации разноплановых условий в целях развития инновационного бизнеса посредством создания организационно-технологических и ресурсных предпосылок для активизации разработки его резидентами наукоемкой технологии, продукции и услуг, востребованных рынком, и положений концепции бизнес-моделирования, взаимодействие двух указанных групп участников кластера можно рассматривать как отношения потребителей и поставщиков. В силу специфики инновационного кластера как особой организационно-экономической системы характер этого взаимодействия отличается от обычных договорных отношений между юридическими лицами. Свои особенности имеют также источники доходов кластера. Результаты проведенного исследования позволяют предложить методический подход к выстраиванию вынесенных в название статьи элементов бизнес-модели СТИК

Ключевые слова: секторально-территориальный инновационный кластер, бизнес-модель, поставщики, потребители, источники доходов, отношенческий контракт

Список использованных источников

1. А. Д. Бобрышев, К. М. Тарабрин, М. Б. Тарабрин. Организационные аспекты формирования бизнес-модели устойчивой производственной компании. М.: МАРТИТ, 2014. 248 с.

2. А. Остервальдер, Ив. Пинье. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора/Пер. с англ. М. Кульневой. М.: Альпина Паблишер, 2013. 288 с.

3. Г. Ицковиц. Тройная спираль. Университеты–предприятия-государство. Инновации в действии/Пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

4. Н. В. Смородинская. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. M.: ИЭ РАН, 2015. 344 c.

5. Б. А. Ерзнкян, В. А. Агафонов. Сетевая природа кластерной системы и основные направления формирования кластерной стратегии мезоэкономического развития России//ЭНСР. 2011. № 1 (52). С. 39-48.

6. G. Lindqvist, C. Ketels, Ö. Sölvell (2013). The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Stockholm. Ivory Tower Publishers.

7. http://www.clusterobservatory.eu/index.html.

8. Ö. Sölvell. Clusters — Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Stockholm: Ivory Tower, 2009.

9. Е. А. Федорова, Б. К. Коркмазова, М. А. Муратов. Спилловер-эффекты в российской экономике: региональная специфика//Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 1. С. 139-149.

10. WEF. The Future of Manufacturing. Opportunities to drive economic growth. Geneva: WEF, 2012. 84 p.

11. Н. В. Смородинская, В. Е. Малыгин, Д. Д. Катуков. Как укрепить конкурентоспособность в условиях глобальных вызовов: кластерный подход/Под ред. Н. В. Смородинской. М.: ИЭ РАН, 2015. 49 с.

12. В. Л. Абашкин, Е. С. Куценко, П. Б. Рудник и др. Методические материалы по разработке и реализации программ развития инновационных территориальных кластеров и региональной кластерной политике/Науч. ред. Л. М. Гохберг, А. Н. Клепач, П. Б. Рудник и др.; Минэкономразвития России, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 208 с.

13. Соглашение о создании Пермского кластера волоконно-оптических технологий «Фотоника». http://clusters.monocore.ru/file/625/2.%20Соглашение%20о%20создании%20Кластера.pdf.

14. Государственная программа Алтайского края «Развитие инновационного территориального кластера «Алтай Био» на 2014-2016 гг. Утв. постановлением Администрации Алтайского края от 10 октября 2014 г. № 459.

15. Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края. http://cluster.hse.ru/clusters/63.

16. В. Л. Абашкин, С. В. Артемов, Е. А. Исланкина и др. Методические материалы по созданию промышленных кластеров. Минпромторг России, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 80 с.

17. О некоммерческих организациях. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. на 31.12.2017 г.).

18. И. М. Бортник и др. Становление инновационных кластеров в России: итоги первых лет поддержки//Инновации. 2015. № 7 (201). С. 26-36.

19. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации/Под ред. Л. М. Гохберга, А. Е. Шадрина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 108 с.

20. М. В. Чекаданова. Сегментирование потребителей и определение ключевых ценностей в инновационном кластере//Инновации. 2018. № 5. С. 68-76.

Авторы