В статье рассмотрены основные тенденции, проблемы и перспективы управления маркетинговыми процессами в условиях нестабильной среды. Доказана необходимость оценки уровня зрелости маркетинговых процессов и их уровневой сбалансированности, что обеспечит векторную направленность процессов совершенствования и результативность внедрения инновационных технологий по срокам и затратам. Предложена модель модульно-компонентного управления маркетинговыми процессами, обеспечивающая своевременное управленческое воздействие на процессы для достижения целевых установок при постоянном их совершенствовании, что обусловлено динамичными изменениями внешнего и внутреннего характера, инновационным характером деятельности предприятия и ориентацией на повышение потребительской ценности и удовлетворенности
Ключевые слова: маркетинговые процессы, уровень зрелости процесса, профиль процесса, маркетинговые инновации, сбалансированность маркетинговых процессов, модель управления маркетинговыми процессами, инновационно активные предприятия
1. С. Б. Авдашева, Н.А. Горейко. Механизмы управления трансакциями в российской обрабатывающей промышленности//Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 1. С. 3-28.
2. И. Х. Баширов. Системный подход в организации контроля маркетинговой деятельности//Практический маркетинг. 2015. № 12 (226). С. 16-19.
3. Н. Н. Загускин. Сравнительная характеристика моделей зрелости управления процессами, проектами, знаниями организаций – участников ИСК по стадиям их трансформационного//Успехи современного естествознания. 2014. № 1. С. 78-81.
4. Д. Иган. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 376 с.
5. М. А. Илышева. Модели зрелости управления проектами в российских компаниях//Известия УрГЭУ. 2009. № 4 (26). С. 54-59.
6. Т. Л. Короткова, А. С. Лебедев. Инновационная стратегия развития бизнеса на основе маркетинга инноваций//Инновации. 2017. № 2. С. 105-109.
7. С. П. Кущ. Подходы к разработке механизма координации управления взаимоотношениями промышленной компании с партнерами//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: «Менеджмент». 2006. № 3. С. 3-21.
8. М. А. Бек, Н. Н. Бек, Е. В. Бузулукова и др. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллективная монография/Под науч. ред. М. Ю. Шерешевой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 446 с.
9. С. Н. Анисимов, А. А. Колобов, И. Н. Омельченко и др. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление/Под ред. А. А. Колобова, А. И. Орлова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 728 с.
10. В.А. Ребязина, С. П. Кущ, А. В. Красников, М. М. Смирнова. Инновационная деятельность российских компаний: результаты эмпирического исследования//Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 3. С. 29-54.
11. М. М. Смирнова. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании//Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 3. С. 27-54.
12. О. А. Третьяк. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика//Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 3. С. 129-144.
13. О. В. Третьяк, Д. Е. Климов. Новый подход к анализу бизнес-моделей//Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 1. С. 115-130.
14. Т. И. Урясьева, Т. И. Николаева. Маркетинговые стратегии российских предприятий при спаде покупательской активности//Практический маркетинг. 2016. № 11. С. 34-39.
15. В. И. Харисов. Инновационные драйверы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в российской экономике//Вестник УГНТУ. Серия: «Экономика». № 2 (16). 2016. С. 85-95.
16. R. N. Bolton, K. N. Lemon, P. C. Verhoef. Expanding business-to-business customer relationships: Modeling the customer’s upgrade decision//Journal of Marketing. 2008. Vol. 72. No. 1. P. 46-64.
17. P. Danese, P. Romano, A. Vinelli. Managing business processes across supply networks: the role of coordination mechanisms//Journal of Purchasing and Supply Management. 2004. Vol. 10. No. 4-5. P. 165-177.
18. C. Goeke, M. Gersch, J. Freiling (2010). The coevolution of alliances and industries: How industry transformation influences alliance formation and vice versa. Research in Competence-Based Management. Vol. 5, 79-109.
19. G. Hamel (2012). What matters now: How to win in a world of relentless change, ferocious competition, and unstoppable innovation. Bass: Wiley.
20. K. Mцller, A. Halinen. Relationship marketing theory: Its roots and direction//Journal of Marketing Management. 2000. Vol. 16. No. 1-3. P. 29-54.
21. P. Viio, C. Grцnroos (2016). How buyer – seller relationship orientation affects adaptation of sales processes to the buying process. Industrial Marketing Managemen, Vol. 52, 37-46.
22. S. M. Wagner, A. Eggert (2016). Co-management of purchasing and marketing: Why, when and how?//Industrial Marketing Management, Vol. 52, 27-36