Рассматриваются проблемы участия России в глобальной технологической конкуренции, которая определяет место страны в мире, уровень ее социально-экономического развития и состояние национальной безопасности. Учитываются сильные положительные эффекты масштаба в создании и внедрении инноваций. На первый взгляд Российская Федерация, уступая мировым лидерам (США, ЕС, КНР) на порядок и более по масштабам рынков и численности населения, не имеет шансов в этой гонке. Однако есть возможность асимметричного ответа — более рациональной организации науки и высокотехнологичной промышленности. Межотраслевая интеграция исследований и разработок позволяет нивелировать проигрыш в масштабах, обеспечивая применение новых технологий сразу в нескольких отраслях. Также необходима межведомственная координация планов инновационного развития разных отраслей, чтобы каждая выполняла оптимальные для нее функции в экономике или национальной обороне. Обосновано создание единого органа государственного управления прикладными исследованиями и разработками
Ключевые слова: инновационное развитие, прорывные технологии, догоняющее развитие, асимметричный ответ, эффекты масштаба, межотраслевая интеграция, координация
1. Е. Ю. Байбакова, В. В. Клочков. Экономические аспекты фрагментации технологических цепочек в наукоемкой промышленности//Вестник Уральского государственного технического университета. Серия «Экономика и управление». 2010. № 6. С. 89-101.
2. Е. И. Балабан А. В. Гальченко, В. А. Тегин. Прогноз стоимости образцов материальной продукции военного назначения//Вооружение и экономика. 2016. № 4.
3. В. В. Гребеник, С. В. Шкодинский. Эффект А. И. Пожарова как объективный закон в области обеспечения экономической и военной безопасности ядерных держав мира//Экономика и предпринимательство. 2012. № 6. С. 30-34.
4. А. В. Дутов, В. В. Клочков. Развитие систем управления созданием новых технологий в наукоемкой промышленности//Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45 (348). С. 2-15.
5. А. В. Дутов, В. В. Клочков. Стратегическое управление развитием авиационных технологий: проблемы и современные решения//Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 48 (351). С. 2-15.
6. Н. В. Иванова, В. В. Клочков. Экономические проблемы управления высокорисковыми инновационными проектами в наукоемкой промышленности//Проблемы управления. 2010. № 2. С. 25-33.
7. В. В. Клочков. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно-экономические аспекты. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. 124 с.
8. В. В. Клочков, Т. М. Гусманов. Маркетинговые информационные технологии в авиастроении//Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 10-18.
9. В. В. Клочков, С. М. Рождественская. Современные принципы управления прикладными исследованиями в авиационной науке//Интеллект & технологии. 2016. № 1 (13). С. 58-63.
10. А. Л. Русанова, В. В. Клочков. Эффективность кооперации в сфере исследований и разработок: временные аспекты//Инновации. 2011. № 8. С. 71-77.
11. Г. Скопец. Многофункциональность: за все надо платить//Авиапанорама. № 1. 2008.
12. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
13. М. В. Тимченко, В. В. Клочков. Анализ влияния емкости рынка на конкурентоспособность наукоемкой продукции//Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 115-128.
14. M. Kremer. Population Growth and Technological Change: One Million B. C. to 1990//The Quarterly Journal of Economics. 1993. Vol. 108. P. 681-716.