Дошкольное образование — первая ступень и основа формирования интеллектуального потенциала нации

В статье рассматривается система дошкольного образования с точки зрения основы формирования интеллектуального потенциала нации. Образовательный процесс трактуется с позиций внедрения инновационных технологий. Исследуется динамика показателей дошкольных образовательных учреждений и обеспеченность местами в детских дошкольных организациях по регионам РФ. Проанализирована кадровая проблема в сфере дошкольного воспитания. Рассмотрены государственные расходы на дошкольное обучение и отличия в среднегодовых расходах на одного ребенка в разных странах. Приведен международный опыт создания развивающей предметно-пространственной среды и пример реализации такой среды в России.

Ключевые слова: дошкольное образование, интеллектуальный потенциал, педагогические работники, государственные расходы на дошкольное образование, инновационное образование

Список использованных источников

  1. Всемирный банк, 2021 г. Данные, цифровизация и государственное управление. Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии, весна 2021 года. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. https://documents1.worldbank.org/curated/en/125071619505371712/pdf/Europe-and-Central-Asia-Economic-Update-Spring-2021-Data-Digitalization-and-Governance.pdf.
  2. М. Л. Агранович, Ю. В. Ермачкова, И. В. Селиверстова. Российское образование в контексте международных индикаторов: аналитический доклад. М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019.
  3. Электронный ресурс. https://gtmarket.ru.
  4. П. Ф. Друкер. Эпоха разрыва. Ориентиры для нашего меняющегося мира. М., СПб., Киев: Изд. дом «Вильямс», 2007.
  5. Образование в цифрах-2021: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  6. А. Асмолов, В. Кудрявцев. Дошкольное образование в режиме инноваций. https://tovievich.ru/news/7319-aleksandr-asmolov-vladimir-kudryavcev-doshkolnoe-obrazovanie-v-rezhime-innovaciy.html.
  7. Г. Беккер. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  8. Официальный сайт ЮНЕСКО. https://ru.unesco.org.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022).
  10. Education at a Glance, OECD Indicators, 2021.
  11. Л. П. Клеева. Наука как фактор развития человеческого капитала в России. Ч. 1. Задачи отечественной науки. М.: ИПРАН РАН, 2021.
  12. Официальный сайт Росстата. https://rosstat.gov.ru.
  13. Официальный сайт РИА Новости. https://ria.ru.
  14. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2021.
  15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  16. Город не сад. Исследование о том, что российским детям некуда пойти. Ока.FM. 10.01.2021. https://www.oka.fm/new/read/poglazeem_na_pressu/Gorod-no-ne-sad-Issledovanie-o-tom-chto-rossijskim/?ysclid=l63e63t9fg331205757.
  17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021. М.: Росстат, 2022.
  18. Официальный сайт Минфина. https://minfin.gov.ru.
  19. И. В. Абанкина, И. А. Кравченко, Л. М. Филатова. Раннее развитие и дошкольное образование. Образовательная политика. https://edpolicy.ru/early-development?ysclid=l6c3exlb9794995031.
  20. Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
  21. Президиум РАН: российские дети в семье и обществе. https://www.issras.ru/stv/catalog.php?catid=39&id=182.
  22. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019 г.) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  23. М. Б. Воденникова, Д. С. Сазонова. Зарубежные системы дошкольного образования и их особенности//Инновационная наука. № 11. 2015.
  24. Официальный сайт МБДОУ «Город детства». https://gorod-detstva.caduk.ru.
  25. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. 2021. http://government.ru/news/45648.
  26. Л. С. Виноградова, Л. А. Карунова, Н. В. Мальцева и др. Югорский трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка/Под ред. Е. Г. Юдиной. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Департамент образования и науки, Всемирный банк. Ханты-Мансийск – Москва, 2010.
  27. Указ Президента РФ от 27.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства».
  28. Языки из Красной книги 07.10.2021. Официальный сайт ХМАО – Югры. https://ugra-news.ru/article/yazyki_iz_krasnoy_knigi?ysclid=l6kkki5xds16853211.

Авторы