Модель национальной безопасности инновационно-образовательной системы в условиях цифровизации

В статье рассмотрена проблема развития национальной системы образования в условиях цифровизации. Проведен анализ показателей инновационной и цифровой экономик. Выявлены наиболее важные мировые тренды, такие как глобализация и цифровизация, оказывающие влияние на требования к человеческому капиталу в сфере образования и инновационной деятельности. Предложена авторская модель национальной безопасности инновационно-образовательной системы России. На основе институционального подхода определены наиболее важные институциональные условия эффективного развития российской экономики и образования в условиях цифровизации. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07037

Ключевые слова: экономика, инновации, система образования, цифровые технологии, институты, модель безопасности, исследовательская матрица

Список использованных источников

  1. А. Р. Гапсаламов, В. Л. Васильев, Р. Р. Шарипов. Направления улучшения национальной инновационной системы России в условиях цифровизации//Управление риском. 2021. № 3 (99). С. 42-50.
  2. Ю. И. Грибанов. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М., 2019.
  3. Н. В. Днепровская. Формирование инновационной среды цифровой экономики. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М., 2020.
  4. Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др. Индикаторы инновационной деятельности-2020: статистический сборник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  5. М. И. Иродов, Ю. В. Коречков. Высшее образование в цифровой экономике//Вестник евразийской науки. 2018. № 1. https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-tsifrovoy-ekonomike.
  6. С. В. Кузнецов, Е. А. Горин. Цифровая трансформация образования и производства: состояние и перспективы//В сб.: «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем». Сборник научных трудов. Институт проблем региональной экономики российской академии наук. СПб., 2020. С. 38-45.
  7. А. Е. Кузьмин. Государственная политика в области образования в современной России: перспективы развития и методы разработки. Автореферат дис. канд. полит. наук: 23.00.02. Ярославль, 2012. 28 с.
  8. Л. Ю. Овсяницкая. Педагогические закономерности и принципы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении//Вестник Томского государственного университета. 2018. № 4. С. 152-157. doi: 10.17223/15617793/433/21.
  9. Официальный сайт аналитической компании «Garther». https://www.gartner.com.
  10. Официальный сайт Международного валютного фонда. https://www.imf.org.
  11. М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, И. А. Донина. Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: риски и угрозы//Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 292-294.
  12. Рейтинг стран мира по уровню образования. https://www.sites.google.com/site/educationintheworld/home/rejting-stran-mira-po-urovnu-obrazovania.
  13. Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарный портал: исследования. Центр гуманитарных технологий, 2006-2021 (последняя редакция: 22.03.2021). https://gtmarket.ru/ratings/education-index.
  14. Е. О. Соловьева. Государственная политика в сфере общего образования: модернизация и перспективы развития. Диссертация кандидата социологических наук: 23.00.02. СПб., 2009. 202 с.
  15. В. А. Старых, А. И. Башмаков. Моделирование компетенции в технологиях цифрового образования//Инновации. 2018. № 2 (232). https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kompetentsii-v-tehnologiyah-tsifrovogo-obrazovaniya-1.
  16. Е. А. Стрябкова, Н. А. Герасимова, А. М. Кулик. Цифровая трансформация образования: современная интерпретация и основные характеристики. В книге: Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. Монография/Под ред. А. В. Бабкина. СПб., 2020. С. 748-782.
  17. П. Ю. Тазов. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды//Современные наукоемкие технологии. Государственный университет управления. № 6. М., 2020. С. 385-391.
  18. M. N. Cunha, T. Chuchu, E. T. Maziriri. Threats, challenges, and opportunities for open universities and massive online open courses in the digital revolution//International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15(12), 191-204, 2020. doi:10.3991/ijet.v15i12.13435.
  19. N. Fligstein. Markets as Politics: A political Cultural Approach to Market Institutions//American Sosiological Review. 1996. August. Vol. 61. Р. 65.
  20. Global Innovation Index-2020. https://issek.hse.ru/news/396120793.html.
  21. Human Development Report, 2019. https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index, http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf.
  22. A. N. Kazak, A. A. Dorofeeva, L. B. Nyurenberger. Problems and prospects of digitalization of education for industry 4.0 in Russian Federation//Paper presented at the CEUR Workshop Proceedings, 2522, 2019, 17-25.
  23. Y. V. Novakovskaya. Efficient system of higher education: The role of state//Russian Journal of General Chemistry, 84(5), 2014, 971-978. doi:10.1134/S107036321405034X.
  24. A. A. Shulus, A. Zarudneva, S. Yatsechko, O. Fetisova. The algorithm of modern Russia’s transition to the digital economy. In book: Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. 2020. P. 57-63. doi:10.1007/978-3-030-29586-8_7.

Авторы