В статье рассмотрена проблема развития национальной системы образования в условиях цифровизации. Проведен анализ показателей инновационной и цифровой экономик. Выявлены наиболее важные мировые тренды, такие как глобализация и цифровизация, оказывающие влияние на требования к человеческому капиталу в сфере образования и инновационной деятельности. Предложена авторская модель национальной безопасности инновационно-образовательной системы России. На основе институционального подхода определены наиболее важные институциональные условия
эффективного развития российской экономики и образования в условиях цифровизации. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07037
Ключевые слова: экономика, инновации, система образования, цифровые технологии, институты, модель безопасности, исследовательская матрица
Список использованных источников
- А. Р. Гапсаламов, В. Л. Васильев, Р. Р. Шарипов. Направления улучшения национальной инновационной системы России в условиях цифровизации//Управление риском. 2021. № 3 (99). С. 42-50.
- Ю. И. Грибанов. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М., 2019.
- Н. В. Днепровская. Формирование инновационной среды цифровой экономики. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М., 2020.
- Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др. Индикаторы инновационной деятельности-2020: статистический сборник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020.
- М. И. Иродов, Ю. В. Коречков. Высшее образование в цифровой экономике//Вестник евразийской науки. 2018. № 1. https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-tsifrovoy-ekonomike.
- С. В. Кузнецов, Е. А. Горин. Цифровая трансформация образования и производства: состояние и перспективы//В сб.: «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем». Сборник научных трудов. Институт проблем региональной экономики российской академии наук. СПб., 2020. С. 38-45.
- А. Е. Кузьмин. Государственная политика в области образования в современной России: перспективы развития и методы разработки. Автореферат дис. канд. полит. наук: 23.00.02. Ярославль, 2012. 28 с.
- Л. Ю. Овсяницкая. Педагогические закономерности и принципы формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в условиях цифровой трансформации процессов в образовании и здравоохранении//Вестник Томского государственного университета. 2018. № 4. С. 152-157. doi: 10.17223/15617793/433/21.
- Официальный сайт аналитической компании «Garther». https://www.gartner.com.
- Официальный сайт Международного валютного фонда. https://www.imf.org.
- М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, И. А. Донина. Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: риски и угрозы//Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 292-294.
- Рейтинг стран мира по уровню образования. https://www.sites.google.com/site/educationintheworld/home/rejting-stran-mira-po-urovnu-obrazovania.
- Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарный портал: исследования. Центр гуманитарных технологий, 2006-2021 (последняя редакция: 22.03.2021). https://gtmarket.ru/ratings/education-index.
- Е. О. Соловьева. Государственная политика в сфере общего образования: модернизация и перспективы развития. Диссертация кандидата социологических наук: 23.00.02. СПб., 2009. 202 с.
- В. А. Старых, А. И. Башмаков. Моделирование компетенции в технологиях цифрового образования//Инновации. 2018. № 2 (232). https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kompetentsii-v-tehnologiyah-tsifrovogo-obrazovaniya-1.
- Е. А. Стрябкова, Н. А. Герасимова, А. М. Кулик. Цифровая трансформация образования: современная интерпретация и основные характеристики. В книге: Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. Монография/Под ред. А. В. Бабкина. СПб., 2020. С. 748-782.
- П. Ю. Тазов. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды//Современные наукоемкие технологии. Государственный университет управления. № 6. М., 2020. С. 385-391.
- M. N. Cunha, T. Chuchu, E. T. Maziriri. Threats, challenges, and opportunities for open universities and massive online open courses in the digital revolution//International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15(12), 191-204, 2020. doi:10.3991/ijet.v15i12.13435.
- N. Fligstein. Markets as Politics: A political Cultural Approach to Market Institutions//American Sosiological Review. 1996. August. Vol. 61. Р. 65.
- Global Innovation Index-2020. https://issek.hse.ru/news/396120793.html.
- Human Development Report, 2019. https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index, http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf.
- A. N. Kazak, A. A. Dorofeeva, L. B. Nyurenberger. Problems and prospects of digitalization of education for industry 4.0 in Russian Federation//Paper presented at the CEUR Workshop Proceedings, 2522, 2019, 17-25.
- Y. V. Novakovskaya. Efficient system of higher education: The role of state//Russian Journal of General Chemistry, 84(5), 2014, 971-978. doi:10.1134/S107036321405034X.
- A. A. Shulus, A. Zarudneva, S. Yatsechko, O. Fetisova. The algorithm of modern Russia’s transition to the digital economy. In book: Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. 2020. P. 57-63. doi:10.1007/978-3-030-29586-8_7.
Авторы