В статье представлены результаты теоретического исследования оценки эффективности системы менеджмента качества. Рассмотрены и проанализированы подходы к определению терминов «качество», «система менеджмента качества» и эффективность. Проанализирована необходимость оценки
эффективности функционирования системы менеджмента качества согласно международным стандартам, важность определения затрат на качество.
Разработана на основе существующих исследований схема затрат на качество в организации.
Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, эффективность, результативность, затраты на качество, классификация затрат на качество, оценка эффективности систем менеджмента качества
Список использованных источников
- Л. Ли. Внутренний менеджмент качества в обслуживающих организациях: теоретический подход. Karlstad Business School, 2010. P. 42. (На англ.)
- ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарный запас. М.: Стандартинформ. 2015. 47 с.
- Л. Йохан. Реализация привлекательного качества: концептуальные и практические перспективы в системе TQM. Mid Sweden University, 2010. P. 112. (На англ.)
- Джуран — отец качества, Парето и, возможно, шести сигм. Блог: «Обсуждение управления производственными операциями». 2008. https://www.manufacturing-operations-management.com/manufacturing/2008/03/juran---the-fat.html. (На англ.)
- М. Кон. Что такое качество? Блог: «Программное обеспечение Mountain Goat». 2014. https://www.mountaingoatsoftware.com/blog/what-is-quality. (На англ.)
- Определение качества. Как вы это определяете. 2001. https://www.qualitydigest.com/magazine/2001/nov/article/definition-quality.html. (На англ.)
- С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. https://ozhegov.textologia.ru/definit/kachestvo/?q=742&n=175292.
- Ф. Корсин, С. Фунге-Смит, Дж. Клаузен. Качественная оценка стандартов и схем сертификации, применимых к аквакультуре в Азиатско-Тихоокеанском регионе. https://www.fao.org/3/ai388e/AI388E00.htm#Contents. (На англ.)
- А. Беньковская, А. Згжива-Зиемак. Результаты применения TQM//Prace Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego We Wrocławiu Research Papers of Wrocław University of Economics. № 277. 2013. P. 120-133. (На польск.)
- У. Хеллстен, Б. Клефсьо. TQM как система управления, состоящая из ценностей, методов и инструментов//TQM Magazine. Vol. 12. 2000. № 4. P. 238-244. (На англ.)
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ. 2020. 24 с.
- Е. А. Штеле, О. Б. Вечерковская. К вопросу о понятии «эффективность»//Экономический анализ: теория и практика. 2017. № 5 (464). https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-effektivnost.
- Словарь Коллинза. Определение «эффективности». https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/efficiency. (На англ.)
- Ф. С. Цыро, Г. И. Юрковская. Виды эффективности высокотехнологичных предприятий//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. № 12. https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-effektivnosti-deyatelnosti-vysotehnolgichnyh-predpriyatiy.
- D. Citation Setijono, J. J. Dahlgaard. Ценность улучшения качества//International Journal of Quality & Reliability Management. Vol. 25. № 3. P. 292-312. (На англ.)
- В. П. Семенов. Методы оценки эффективности систем качества. СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2019. 160 с.
- ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005. Статистические методы. Руководство по применению согласно ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Стандартинформ, 2005. 20 с.
- В. Э. Магер. Управление качеством. Руководство. М.: Инфра-М, 2019. 176 с.
- В. В. Круглов, А. А. Афанасьева. Повышение эффективности системы менеджмента качества на торговом предприятии//Вісник економіки транспорту і промисловості.2014. № 48. https://cyberleninka.ru/article/n/improvement-of-efficiency-of-a-quality-management-system-at-a-trading-enterprise . (На укр.)
- Сертификация системы менеджмента качества. https://certification-portal.ru/sertifikatsiya-sistemy-menedzhmenta-kachestva.
- Стоимость качества. https://quality-one.com/coq. (На англ.)
- M. V. Medvedeva, V. P. Semenov. Оценка результативности и эффективности системы менеджмента качества//В сб.: «Национальная научно-практическая конференция с международным участием «Национальные концепции качества: обучение менеджменту». 2020. С. 157-162.
Авторы