Обеспечение эффективности системы управления качеством посредством цифровых технологий

При изучении развития современного потребительского рынка России неизменным остается наличие большого количества некачественных товаров и услуг. Все это отмечается, несмотря на значительный объем отечественных и международных стандартов рыночной системы аккредитации и сертификации процессов производства товаров и услуг, применяемых в нашей стране. Все это ставит под сомнение целесообразность использования в России систем менеджмента качества (СМК) на базе ИСО серии 9000 по причине их низкой эффективности, требует создания более совершенной системы управления качеством, введения в повседневную практику эффективного механизма, исключающего возможность появления на рынках некачественных товаров и услуг. На основании системного анализа рассмотренных материалов видно, что организации не заинтересованы в предоставлении потребителю товаров, требующегося ему качества, а сам потребитель не может получить объективное представление о реальном качестве предлагаемого ему товара (услуги). В статье показана необходимость создания равных информационных условий для всех участников рынка от производителя до потребителя для оптимизации СМК. В условиях перехода к концепциям цифровой экономики экономическая практика доказывает эффективность применения технологии «Распределенный реестр», предельно затрудняя возможность фальсификации информации, что является основой для решения задачи сокращения транзакционных издержек и, как следствие, формирования механизма управления в рамках системы менеджмента качества

Ключевые слова: система менеджмента качества, цифровизация, цифровая экономика, энергия, криптоэнергия, блокчейн, когнитивные технологии, Интернет вещей

Список использованных источников

  1. В. Лапидус. Доктор Дж. Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000//Стандарты и качество. 1999. № 11. С. 71-75.
  2. Дж. Седдон. Стандарты ИСО серии 9000: болезнь экономики?//Деловое совершенство. 2005. № 4. С. 8-13.
  3. Дж. Седдон. Качество, которое нельзя почувствовать. Электронный ресурс. http://quality.eup.ru/MATERIALY10/quality_feeling.htm.
  4. В. Версан. Стандарт ИСО 9001: его роль в стандартах ИСО 9000 версии 2008 г.//Стандарты и качество. 2006. № 7. С. 66-68.
  5. В. Версан. Стандарты ИСО серии 9000: закономерности развития//Стандарты и качество. 2008. № 1. С. 56.
  6. Л. Подобедова, Е. Маляренко. «Роснефть» возложила на «Транснефть» расходы по ущербу за «грязную» нефть. Электронный ресурс. https://www.rbc.ru/business/27/04/2019/5cc42af59a79473ed185e8f8.
  7. А. Трунина. Белоруссия сняла запрет на экспорт нефтепродуктов из-за «грязной» нефти». Электронный ресурс. https://www.rbc.ru/economics/21/05/2019/5ce42ea89a7947be7c31a7c9.
  8. М. В. Жульков. Феномен энергии в истории человеческой мысли//Философская мысль. 2016. № 6. С. 1-18.
  9. В. Е. Лепский. Эволюция представлений об управлении (методологический и философский анализ). М.: Когито-Центр, 2015. 107 с.
  10. Э. Голдратт. Синдром стога сена. Выуживание информации из океана данных. Электронный ресурс. http://zhurnal.lib.ru/s/stepenko_a_o/the_hss.shtml.
  11. Э. Голдратт, Дж. Кокс. Цель. Процесс непрерывного улучшения. Киев: Максимум, 2008. 716 с.
  12. У. Детмер. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию/Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 444 с.
  13. Т. Корбетт. Управленческий учет по ТОС. Учет прохода. Киев.: Необхiдно i достатньо, 2009. 232 с.
  14. Дж. Кокс, Д. Джейкоб, С. Бергланд. Новая цель. Как объединить бережливое производство, шесть сигм и теорию ограничений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 400 с.
  15. О. Коуэн, Е. Федурко. Основы теории ограничений/Пер.с англ. Д. Абросимов. Tаллинн: TOC Strategic Solutions, 2012. 332 с.
  16. Э. С. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными/Пер. с англ. Н. М. Автономова. М.: Изд. дом гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011. 384 с.
  17. Х. Дж. Чанг. Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и тайная история капитализма. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2018. 256 с.
  18. Международный стандарт ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования.
  19. Е. В. Левченко. Влияние цифровизации на развитие системы менеджмента качества//Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73). С. 9-14.
  20. А. В. Кешелава, И. Л. Хает. Цифровые инструменты цифровой экономики: базовые вопросы и определения. Электронный ресурс. http://digital-economy.ru.
  21. В. Митин. Технологии цифровой экономики: темпы и причины роста. Электронный ресурс. https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=207997.
  22. И. З. Гелисханов, Т. Н. Юдина, А. В. Бабкин. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 6. С. 22-36.
  23. Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг. Индикаторы цифровой экономики: 2018. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
  24. Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг. Цифровая экономика: 2019. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
  25. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
  26. Н. Д. Шурупов. Анализ возможности применения технологии блокчейн в процессе снабжения. Проектный офис ООО «Газпромнефть-Снабжение». Презентация

Авторы