В статье представлен обобщенный опыт разработки направлений модернизации системы высшего образования. Рассмотрен анализ эффективности использования образовательного потенциала высшей школы. Предложены условия повышения эффективности деятельности университетов. Научной новизной представленной статьи является проектирование мероприятий по модернизации системы высшего образования по различным уровням (срезам) социально-экономической среды. В качестве предлагаемых уровней развития инновационной деятельности предложено рассмотреть государственный (уровень реализации национальной политики модернизации системы высшего образования), территориальный (уровень интеграции системы высшего образования с другими секторами и направлениями развития народного хозяйства), организационный (уровень реализации инновационной стратегии в трудовом коллективе университета), педагогический (уровень развития педагогического мастерства и компетенций, соответствующих вызовам инновационной экономики) и информационно-коммуникативный уровень (уровень образовательной среды, позволяющий педагогу формировать у обучаемых компетенции инновационной деятельности и одновременно развивать свои инновационные компетенции). Сформулированы рекомендации по улучшению результатов инновационной деятельности высшей школы
Ключевые слова: инновации, образование, компетенции, подготовка кадров, стратегия
1. М. Н. Певзнер, П. А. Петряков. «Новое общественное управление» в вузах германии: путь к автономии или утрата академических традиций?//Непрерывное образование: XXI век. № 3 (3). 2013. С. 100-107.
2. Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова Академическая результативность высших экономических школ России//Terra Economicus. Т. 12. № 1. 2014. С. 13-27.
3. Инновационное развитие университетов: аналитический обзор ведущих российских вузов: научные доклады. СПб.: ВШМ СПбГУ, № 6 (R), 2012.
4. К. К. Колин. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе//Труд и социальные отношения. № 5. 2008. С. 63-67.
5. Россия и страны мира-2010: стат. сб. M.: Росстат, 2010.
6. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. http://www.gks.ru
7. Регионы России. Социально-экономические показатели-2010 г. http://www.gsk.ru/bgd/regl/b10_14p.
8. А. Е. Волков, Д. В. Ливанов, А. А. Фурсенко. Высшее образование: повестка 2008-2016//Инновационное образование и экономика. Т. 1. № 1-1. 2007. С. 8-12.
9. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.-СПб.: ИД «Питер», 2006. – 1160 с.
10. OECD in Figures. Paris, 2005.
11. Я. И. Кузьминов. Наши университеты//Университетское управление: практика и анализ. № 3. 2007. С. 8-17.
12. Г. Ицковиц. Модель тройной спирали//Инновационная Россия. № 4. 2011.
13. И. Г. Дежина, В. В. Киселева. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: ИЭПП, 2008.
14. I. Gill, H. Kharas. An East Asian Renaissance: Ideas for Economic Growth. The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Washington DC, 2007.
15. В. М. Полтерович. Куда идти: двадцать четыре тезиса//Экономическая наука современной России. № 3 (66). 2014. С. 7-17.
16. Д. Д. Катуков, В. Е. Малыгин, Н. В. Смородинская. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М.: Ин-т экономики, 2012.
17. А. О. Грудзинский. Университет как предпринимательская организация//Социологические исследования. № 4. 2003. С. 113.
18. О. А. Андрюшкевич, И. М. Денисова. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике//Экономическая наука современной России. № 3 (66). 2014. С. 87-104.
19. Е. Е. Досужева, О. Л. Лямзин. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 2)//Проблемы современной экономики. № 2. 2012. С. 412-417.
20. А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева, Л. З. Стуколова. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования//Научно-методический электронный журнал «Концепт». № 3. 2014. С. 36-40.
21. Д. А. Дмитриев. Стратегия инновационного развития кадрового потенциала руководителей образовательных учреждений// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: «Педагогика, психология». № 3. 2011. С. 110-112.
22. Д. Салми. Дорога к академическому совершенству: извлеченные уроки//Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2012. С. 341-366.
23. Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков. Компетенции инновационной деятельности будущих педагогов от национальной стратегии к практике формирования в вузе//Alma mater (Вестник высшей школы). № 12. 2012. С. 43-47.
24. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030/Под ред. В. С. Ефимова. М.: ИНФРАHМ; Красноярск: СФУ, 2014. – 294 с.
25. В. Л. Васильев, О. Н. Устюжина, Р. Р. Шарипов, З. Г. Шигапов. Институциональные аспекты организации продвижения инновационного проекта на рынок//Инновации, № 11, 2016. С. 8-11.
26. А. И. Пригожин. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. – 271 с.