Технологии и инновации в российских СМИ

В статье представлено исследование российских СМИ. Цель исследования — определить насколько тема инноваций присутствует в СМИ, каким технологиям уделяется повышенное внимание, какова модальность подачи информации и как инновации связаны с социально-экономическими факторами. В рамках исследования проанализированы более 200 тыс. опубликованных с 2005 г. статей по инновационной тематике. На основе перечня критических технологий РФ выделены инновационные направления, проанализирована степень их освещения в СМИ, и установлена связь с социально-экономическими факторами. Исследование показало, что в фокусе общественного внимания находятся те технологии, которым уделяется повышенное внимание государственных органов власти. Несмотря на рост числа публикаций, тема инноваций кажется непроработанной, поскольку в СМИ доминирует поверхностное представление о связи инноваций и социально-экономических факторов, что, конечно же, негативным образом сказывается на представлениях общества об инновациях

Ключевые слова: инновационное развитие, развитие технологий, сентимент-анализ, анализ СМИ, социально-экономические факторы, критические технологии

Список использованных источников

1. P. S. van Eck, W. Jager, P. S. H. Leeflang. Opinion Leaders’ Role in Innovation Diffusion: A Simulation Study//Journal of Product Innovation Management. Vol. 28, No 2. 2011. P. 187-203.

2. W. A. Gamson, A. Modigliani. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach//American Journal of Sociology. Vol. 95. No 1. 1989. P. 1-37.

3. R. Grill, C. Ramsay, S. Minozzi. Mass media interventions: effects on health services utilization//The Health Well. 1998. http://www.thehealthwell.info/node/8394.

4. M. Haider, G. L. Kreps. Forty Years of Diffusion of Innovations: Utility and Value in Public Health//Journal of Health Communication. Vol. 9 (sup1). 2004. P. 3-11.

5. M. H. Kepplinger. Reciprocal Effects: Toward a Theory of Mass Media Effects on Decision Makers//The Harvard International Journal of Press/Politics. Vol. 12. No 2. 2007. P. 3-23.

6. N. Lin, R. S. Burt. Differential Effects of Information Channels in the Process of Innovation Diffusion//Social Forces. Vol. 54. No 1. 1975. P. 256-274.

7. G. Osipov, I. Smirnov, I. Tikhomirov, I. Sochenkov, A. Shelmanov. Exactus Expert — Search and Analytical Engine for Research and Development Support//Novel Applications of Intelligent Systems. Springer International Publishing, 2016. P. 269-285.

8. H. P. Peters. From Information to Attitudes? Thoughts on the Relationship between Knowledge about Science and Technology and Attitudes toward Technologies/Eds. M. Dierkes, C. von Grote//Between Understanding and Trust. The Public, Science and Technology. Routledge, 2013. P. 182.

9. E. M. Rogers. Diffusion of preventive innovations//Addictive Behaviors. Vol. 27, No 6. 2002. P. 989-993.

10. T. W. Valente, R. L. Davis. Accelerating the Diffusion of Innovations Using Opinion Leaders//The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 566. No 1. 1999. P. 55-67.

11. T. W. Valente. Diffusion of Innovations and Policy Decision-Making//Journal of Communication. Vol. 43. No 1. 1993. P. 30-45.

12. R. Wьstenhagen, M. Wolsink, M. J. Bьrer. Social acceptance of renewable energy innovation: An introduction to the concept// Energy Policy. Vol. 35. No 5. 2007. P. 2683-2691.

13. Перечень критических технологий Российской Федерации. Официальный сайт Президента РФ. http://www.kremlin.ru/supplement/988.

14. И. В. Храмоин. Метод анализа тональности с использованием словосочетаний//Труды третьей Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием «Теория и практика системного анализа». Том II. Рыбинск, 2014. C. 171-175.

15. http://fom.ru/special/innovacii.html.

16. http://raec.ru/upload/files/pages-from-in-numbers8_2.pdf.

17. http://www.rosbalt.ru/main/2007/07/05/400380.html.

18. http://www.46tv.ru/line/russia/041463.

Авторы