Особенности подготовки специалистов высшей квалификации в образовательных, научных и промышленных организациях России

В статье изложены рекомендации для двух категорий участников процесса подготовки кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях, научных организациях и промышленных предприятиях России, а именно: организаторов и работников отделов аспирантур и докторантур, а также начинающих исследователей, желающих в перспективе представить результаты своих научных исследований в виде диссертационных работ. Рассмотрены цели и особенности подготовки кадров высшей квалификации, возможные направления повышения престижа обучения и активизации работы по увеличению числа защит, а также возможные критерии оценки эффективности деятельности аспирантур и докторантур различной ведомственной принадлежности. Кроме того, рассмотрены вопросы выбора научного руководителя и темы диссертационного исследования, алгоритма его проведения и последующего опубликования научных результатов.

Ключевые слова: специалисты высшей квалификации, аспирантура, докторантура, высшие учебные заведения, научные организации, промышленные предприятия, диссертационные исследования, результаты научных исследований, эффективность деятельности аспирантур, рейтинг научных журналов.

Список использованных источников

  1. А. В. Сидорин, В. В. Сидорин. Системный подход к подготовке кадрового потенциала для предприятий оборонно-промышленного комплекса//Науковедение. 2013. № 1. С. 1-23.
  2. Global Innovation Index 2022. What is the future of innovation-driven growth? https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2022.
  3. QS World University Rankings 2022. https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022.
  4. World University Rankings 2022. https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking.
  5. Round University Ranking. https://roundranking.com/ranking/reputation-rankings.html#2022.
  6. Assessing universities and other research-focused institutions. https://www.scimagoir.com.
  7. Nature Index. https://www.nature.com/nature-index/annual-tables/2022/institution/ all/all/global.
  8. Highly Cited Researchers. https://clarivate.com/highly-cited-researchers.
  9. Официальный сайт Web of Science. https://webofknowledge.com.
  10. Сайт ГосЗатраты. Рейтинг структур РАН. https://clearspending.ru/analytics/ran.
  11. Официальный сайт Интерфакс. Национальный рейтинг университетов. https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2022&page=1.
  12. Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» https://mosiur.org/ranking.
  13. Научная электронная библиотека. РИНЦ. https://elibrary.ru/project_risc.asp?.
  14. Гранты Президента Российской федерации. https://xn--80aahfebmi6bfqjd0ai9k.xn--p1ai.
  15. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. https://minobrnauki.gov.ru/colleges_councils/kollegialnye-organy/prize_science/contest_science/awards_science_technology.
  16. Мегагранты. Глобальная программа международной научной кооперации. https://p220.ru.
  17. Фонд содействия инновациям. https://umnik.fasie.ru.
  18. Приоритет-2030. https://priority2030.ru.
  19. Премия правительства Москвы молодым ученым. https://nauka.mos.ru.
  20. Российский научный фонд. https://rscf.ru.
  21. Д. К. Щеглов, С. Е. Ерошин. Особенности стратегического развития научно-образовательной деятельности на предприятиях высокотехнологичной промышленности//Инновации. 2021. № 9 (275). С. 9-13.
  22. Д. К. Щеглов, Е. Н. Никулин, E. E. Складнова. Опыт создания интегрированной системы непрерывной профессиональной подготовки инженерно-технических работников для предприятий ОПК//Инновации. 2020. № 4 (258). С. 67-72.
  23. В. А. Бородавкин, М. Н. Охочинский, Д. К. Щеглов. Актуальные вопросы совершенствования системы корпоративного обучения на предприятии высокотехнологичной промышленности//Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 4. С. 15-21.
  24. Официальный сайт Scopus. https://www.scopus.com/home.uri.
  25. В. И. Тимофеев, Д. К. Щеглов. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда//Инновации. 2019. № 10 (252). С. 61-67.

Авторы