В статье изложены рекомендации для двух категорий участников процесса подготовки кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях, научных организациях и промышленных предприятиях России, а именно: организаторов и работников отделов аспирантур и докторантур, а также начинающих исследователей, желающих в перспективе представить результаты своих научных исследований в виде диссертационных работ. Рассмотрены цели и особенности подготовки кадров высшей квалификации, возможные направления повышения престижа обучения и активизации работы по увеличению числа защит, а также возможные критерии оценки эффективности деятельности аспирантур и докторантур различной ведомственной принадлежности. Кроме того, рассмотрены вопросы выбора научного руководителя и темы диссертационного исследования, алгоритма его проведения и последующего опубликования научных результатов.
Ключевые слова: специалисты высшей квалификации, аспирантура, докторантура, высшие учебные заведения, научные организации, промышленные предприятия, диссертационные исследования, результаты научных исследований, эффективность деятельности аспирантур, рейтинг научных журналов.
Список использованных источников
- А. В. Сидорин, В. В. Сидорин. Системный подход к подготовке кадрового потенциала для предприятий оборонно-промышленного комплекса//Науковедение. 2013. № 1. С. 1-23.
- Global Innovation Index 2022. What is the future of innovation-driven growth? https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2022.
- QS World University Rankings 2022. https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022.
- World University Rankings 2022. https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking.
- Round University Ranking. https://roundranking.com/ranking/reputation-rankings.html#2022.
- Assessing universities and other research-focused institutions. https://www.scimagoir.com.
- Nature Index. https://www.nature.com/nature-index/annual-tables/2022/institution/ all/all/global.
- Highly Cited Researchers. https://clarivate.com/highly-cited-researchers.
- Официальный сайт Web of Science. https://webofknowledge.com.
- Сайт ГосЗатраты. Рейтинг структур РАН. https://clearspending.ru/analytics/ran.
- Официальный сайт Интерфакс. Национальный рейтинг университетов. https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2022&page=1.
- Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» https://mosiur.org/ranking.
- Научная электронная библиотека. РИНЦ. https://elibrary.ru/project_risc.asp?.
- Гранты Президента Российской федерации. https://xn--80aahfebmi6bfqjd0ai9k.xn--p1ai.
- Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. https://minobrnauki.gov.ru/colleges_councils/kollegialnye-organy/prize_science/contest_science/awards_science_technology.
- Мегагранты. Глобальная программа международной научной кооперации. https://p220.ru.
- Фонд содействия инновациям. https://umnik.fasie.ru.
- Приоритет-2030. https://priority2030.ru.
- Премия правительства Москвы молодым ученым. https://nauka.mos.ru.
- Российский научный фонд. https://rscf.ru.
- Д. К. Щеглов, С. Е. Ерошин. Особенности стратегического развития научно-образовательной деятельности на предприятиях высокотехнологичной промышленности//Инновации. 2021. № 9 (275). С. 9-13.
- Д. К. Щеглов, Е. Н. Никулин, E. E. Складнова. Опыт создания интегрированной системы непрерывной профессиональной подготовки инженерно-технических работников для предприятий ОПК//Инновации. 2020. № 4 (258). С. 67-72.
- В. А. Бородавкин, М. Н. Охочинский, Д. К. Щеглов. Актуальные вопросы совершенствования системы корпоративного обучения на предприятии высокотехнологичной промышленности//Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 4. С. 15-21.
- Официальный сайт Scopus. https://www.scopus.com/home.uri.
- В. И. Тимофеев, Д. К. Щеглов. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда//Инновации. 2019. № 10 (252). С. 61-67.
Авторы