Общая концепция системы автоматического управления интеграцией высшего образования и рынка труда

Текущее состояние рынка труда демонстрирует наличие структурных, региональных, отраслевых и профессиональных диспропорций во взаимодействии спроса и предложения труда. В то же время, как подчеркивают российские политики и экономисты, в новейших условиях трансформации мировой экономики у России возрастает необходимость уделять особое внимание на суверенизацию производственных и цифровых технологий, научных исследований и результатов внедрений в соответствии с потребностями («заказом») отраслей экономики. В «Открытом разговоре: встреча Правительства и представителей сферы высшего образования» 21 апреля 2022 г. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Фальков Валерий Николаевич указал на задачу высшего образования «сконцентрировать ресурсы на ключевых тематиках, обеспечивающих решение критически важных научных и технологических проблем. Иными словами, необходимо отработать изменившийся «заказ» на исследования и разработки со стороны экономики и социальной сферы». В связи с этим подтверждается актуальность налаживания связи между рынком труда, предъявляющим в условиях современных тенденций еще больший спрос на наиболее квалифицированную и образованную рабочую силу, и системой высшего образования. Опираясь на обозначенные цели и задачи развития эффективного сотрудничества образования и производственного сектора, в данной статье предложена общая концепция системы управления взаимодействием рынка труда и образовательных услуг.

Ключевые слова: система автоматического управления, интеграция, трудоустройство, работодатели, рынок труда, высшее образование

Список использованных источников

  1. Бесекерский В. А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. — М.: Наука, 1975. — 768 с.
  2. Ведехин, А. Ю. Трудоустройство молодых специалистов: актуальные проблемы и перспективы/А. Ю. Ведехин//Труд и социальные отношения. — 2022. — Т. 33. — № 1. —С. 40–45.
  3. Грецова, Е. В. Управление образовательным процессом с учетом потребностей студента, вуза и работодателя/Е. В. Грецова//T‑Comm: Телекоммуникации и транспорт. — 2013. — Т. 7. — № 12. — С. 33–36.
  4. Казакова, Ю. Е., Охотников, О. В. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования/Ю. Е. Казакова, О. В. Охотников//Вестник УрФУ. Серия: экономика и управление — 2019. — № 3 (18) — С. 431–449.
  5. Лисина, А. С. Информационная модель системы содействия трудоустройству выпускников вузов/А. С. Лисина//Новые информационные технологии и системы: Сборник научных статей XVI Международной научно-технической конференции, Пенза, 27–29 ноября 2019 года. — Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. — С. 42–45.
  6. Мартынов, В. В. Теоретические и методологические основы создания информационных систем управления подготовкой специалистов по требованиям работодателей/В. В. Мартынов, Е. И. Филосова, Ю. В. Шаронова, О. В. Ширяев//Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV Международной научной конференции. В 2 т. Т. 2/Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т., 2015. — С. 220–223.
  7. Мисиченко, Н. Ю. Разработка информационной модели поддержки трудоустройства выпускников в CRM-системе взаимодействия вузов с потребителями образовательных услуг/Н. Ю. Мисиченко//Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2016. — № 9 (67). — С. 23–28.
  8. Программа «Приоритет‑2030» [Электронный ресурс]. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (Режим доступа: 01.11.2022).
  9. Родионов, В. Э. Системы для поддержки трудоустройства выпускников вузов/В. Э. Родионов, Т. В. Чекулаева, И. Н. Ефремова//Программная инженерия: современные тенденции развития и применения: сборник материалов Всероссийской конференции, Курск, 15 марта 2017 года. — Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2017. — С. 30–33.
  10. Ширяев, О. В. Организация автоматизированной системы управления магистерской подготовкой в вузе/О. В. Ширяев//Молодежный Вестник УГАТУ. — Уфа: УГАТУ, 2013. —№ 1 (6). — С. 115–120.
  11. Bo Liu, Kelu Yao, Zhengyan Zhao, Shujie Ding, and Hongli Chen. Research on the Evaluation Model of Graduate Employment Prospects, International Journal of Information and Education Technology, vol. 10, no. 3, pp. 191–195, 2020.
  12. Cook, E. J. A narrative review of graduate employability models: Their paradigms, and relationships to teaching and curricula. Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability, no. 13 (1), pp. 37–64, 2022.

Авторы