Экскурсии и тематические лекции на высокотехнологичных предприятиях как важные составляющие профессионального самоопределения и дополнительного образования учащейся молодёжи

Статья посвящена профессиональному самоопределению учащихся вне учебного заведения. Проанализирована эффективность различных форматов профориентационной работы научных и промышленных предприятий с учащимися, а именно, организация образовательных проектов, конкурсов профессионального мастерства и интерактивных профориентационных экскурсий, тематические лекции по основам робототехники и другие. Предлагается ряд рекомендаций по повышению качества профориентационных экскурсий и тематических лекций на высокотехнологичном предприятии на примере Музея центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Подчеркивается, что достоинством разработанных экскурсий и лекций по робототехнике является свободное планирование объема материала и возможность его адаптации к любому возрасту слушателей

Ключевые слова: инновационный экскурсионный продукт, инновации в музейной деятельности, профориентационная экскурсия, дополнительное образование, образовательная робототехника, музейная педагогика

Список использованных источников

  1. Российская Федерация. Постановления. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы: Постановление от 23 мая 2015 года N 497: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765‑р]. — Москва, 2015. — 152 с. — Текст: непосредственный.
  2. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития. Коллективная монография/Т. А. Антопольская [и др]. — Курск, 2016. — Текст: непосредственный.
  3. Бардакова Н. М. Профессиональное самоопределение школьников//Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–3. — Текст: непосредственный.
  4. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сборник/Под общ. ред. В. П. Панасюка. — Санкт Петербург: ЛОИРО, 2015. — 82 с. — Текст: непосредственный.
  5. Сухарева Л. М. Профориентация молодежи региона. Опыт экскурсионной деятельности/Л. М. Сухарева, Н. Н. Дурягина//Вопросы территориального развития. — Вып. 5 (40). — 2017. — Текст: непосредственный.
  6. Иванова В. С. Профориентация студентов младших курсов: опыт технических вузов/В. С. Иванова, К. В. Мертинс//Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 4 (20). — Текст: непосредственный.
  7. Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, практика, инновации: материалы науч.-практ. конф., Минск, 28 апреля 2017/Редкол. С. В. Ситникова [и др.]//ГУО ≪Мин. обл. ин-т развития образования≫. —Минск: Мин. обл. ИРО, 2017. —188 с. —Текст: непосредственный.
  8. Сухарева, Л. М. Экскурсионная деятельность: педагогический аспект/Л. М. Сухарева//Вопросы территориального развития. —2016. —№ 5 (35). —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursionnaya-deyatelnost-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 10.01.2020). —Текст: электронный.
  9. Попова Т. Н. Межпредметные учебные экскурсии в естествознании/Т. Н. Попова, А. С. Прудкий//Вестник ТвГУ. —(Серия: Педагогика и психология). —2019. —Вып. 1. —С. 274–83. —Текст: непосредственный.
  10. Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО/Т. С. Широбокова//Научные исследования в образовании. —2012. —№ 12. —Текст: непосредственный.
  11. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии//III Всероссийская конф. ≪Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии: материалы≫ (21–22 октября 2015, г. Москва)/Сост. В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — Москва: Федеральный институт развития образования, 2015. — Вып. IV. — 170 с. — Текст: непосредственный.
  12. Татьянченко Д. В. Профориентация: основы, проблемы, тенденции, ресурсы: методическое пособие/Д. В. Татьянченк//НИЦ ≪Центр управления образовательными проектами ФГБОУ ВО ≪ЮУрГГПУ≫. — Челябинск, 2016. — 55 с. — Текст: непосредственный.
  13. Роут О. А. Экскурсия как одна из эффективных форм профориентационной работы с обучающимися/О. А. Роут//Инновации в науке: сборник по материалам XXXVI Междунар. науч.-практ. конф. — № 8 (33). — Новосибирск: СибАК, 2014. — Текст: непосредственный.
  14. Чистякова С. Н. Теоретические и методические подходы к профессиональной ориентации обучающихся в современных условиях//Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — № 1. — Текст: непосредственный.
  15. Мельниченко О. О. Инновации в музейных экскурсиях/О. О. Мельниченко, И. В. Журавлева//Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. Сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 393–397. — Текст: непосредственный.
  16. Романова Е. С. Инновационная деятельность института в системе профориентационной работы/Е. С. Романова//Системная психология и социология. — 2011. — № 4. — С. 5–15. — Текст: непосредственный.
  17. Ангеловская С. К. Инновационные подходы к организации профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации/С. К. Ангеловская// Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 2 (14). — Текст: непосредственный.
  18. Бельницкая Е. А. Профориентация учащихся в современной образовательной среде: традиции и инновации/Е. А. Бельницкая//Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения. Сборник научных статей (по материалам международной научно-практической конференции)/Науч. ред. А. П. Орлова. — 2011. — С. 20–22. — Текст: непосредственный.
  19. Аляева М. Ю. Инновационные методы обучения: интерактивная экскурсия с элементами ролевой игры/М. Ю. Аляева, Е. Н. Яковлева//Наука вчера, сегодня, завтра. — 2016. — № 6 (28). — С. 62–66. — Текст: непосредственный.
  20. Юревич Е. И. ЦНИИ РТК. История создания и развития/Е. И. Юревич. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГТУ, 1999. — 110, [2] с.: ил.; 19. — Текст: непосредственный.
  21. Лопота А. В. Мобильные наземные робототехнические комплексы профессионального назначения/А. В. Лопота, Б. А. Спасский//Робототехника и техническая кибернетика. — 2020. — № 1. — С. 5–17. — Текст: непосредственный.
  22. Управление мобильным роботом космического назначения с применением виртуальной реальности и силомоментного очувствления/А. В. Сергеев [и др.]//Пилотируемые полеты в космос. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. — 2017. — С. 201–202. — Текст: непосредственный.__

Авторы