Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности

В статье на примере опыта ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» рассмотрен механизм вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу (далее — НИРС), а также предложены инструменты для оценки эффективности данного процесса. На основе инструментов всеобщего управления качеством (TQM) (контрольного листка, диаграммы Парето, диаграммы Исикавы) выявлены «узкие места» в процессе организации и осуществления научной деятельности студентов; ранжированы по степени значимости факторы, влияющие на эффективность научно-исследовательской работы студентов; cформулированы задачи по устранению причин возникновения «узких мест» и предложены направления их решения. Достигнутые результаты могут быть использованы в высших учебных заведениях России для решения задач повышения эффективности научно-исследовательской деятельности студентов

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), инновационная деятельность, студенческое научное общество, показатели эффективности

Список использованных источников

1. Н. В. Бекетов. Роль информации и знаний в современном экономическом развитии общества//Инновации, № 1, 2013. С. 45-48.

2. Менеджер инноваций крупной российской компании — кто он? Отчет по результатам исследования «Задачи, формы деятельности и компетенции менеджеров инноваций крупных российских компаний». М.: Институт менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, 2013. – 19 с.

3. С. Коллини. Зачем нужны университеты?/Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 264 с. (Библиотека журнала «Вопросы образования.)

4. Г. Н. Лобова. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. М., 2002. – 196 с.

5. Б. В. Петрушин. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях: дисс. .канд. экон. наук, 08.00.05. М., 2006. – 175 с.

6. П. И. Пидкасистый. Организация учебно-познавательной деятельности студентов М.: Педагог. общ-во России, 2005. – 144 с.

7. С. Э. Майкова, И. А. Головушкин. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 4 (24). С. 110-118.

8. Т. А. Салимова. Управление качеством: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2008. – 414 с.

9. О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. Всеобщее управление качеством/Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – 600 с.

10. С. В. Докука, Д. Р. Валеева, М. М. Юдкевич. Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов//Вопросы образования. 2015. № 3. С. 44-65.

11. Burton R. Clark. The Organizational Saga in Higher Education//Administrative Science Quarterly. Vol. 17, No. 2, Jun, 1972. P. 178-184.

12. E. A. Pecherskaya, R. M. Pecherskaya, Yu. V. Shepeleva, А. А. Mihailov, N. O. Rybakova. Parameters interdependency analysis of universities international ratings based on quality control tools. Innovative information technologies. Part. 2. Moscow, HSE, 2014. P. 408-411.

13. Е. А. Печерская. О взаимосвязи параметров международных рейтингов университетов//Университетское образование. Сборник статей XVIII Международной научно-методической конференции. Пенза: изд-во ПГУ, 2014. C. 218-220.

14. Е. А. Печерская, А. В. Печерский, К. О. Николаев. Методологические основы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в вузе/Под. ред. Н. К. Юркова// Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». В 2-х т. T. 1. Пенза: ПГУ, 2015. C. 252-255.

15. Проект «Научно-исследовательские семинары в лицее НИУ ВШЭ». https://school.hse.ru/nis.

16. Программа «Инновационный дайвинг» — школа поиска идей и создания с целью их реализации бизнес-проектов. http://urfu.ru/ru/innovations/diving.

Авторы