Социальные детерминанты контринновационного поведения

В статье обсуждаются проблемы, связанные с противодействием инновациям в ходе осуществления в России процессов модернизации. Указывается на недостаточную представленность социологических данных о поведении разных типов субъектов инновационной деятельности, что снижает эффективность социального проектирования механизмов инновационного развития страны. Особое внимание уделяется контринновационному поведению, вызванному игнорированием специфики менталитета тех социальных групп, которые или проектируют, или потребляют инновации. При разработке адекватного социологического обеспечения инновационных процессов предлагается отказаться от понятия «национальный менталитет» как универсальной для россиян совокупности социально-психологических черт. Вводится представление о системе базовых менталитетов. Обосновывается вывод, что проектирование инновационной траектории развития России требует развернутых социологических исследований распространенности базовых менталитетов в различных социокультурных группах и средах

Ключевые слова: инновации, инновационное поведение, контринновационное поведение, менталитет, интеллектуальный потенциал, мотивация, интеллектуальная собственность.

Список использованных источников

1. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. М., 2003.
2. Карпова Ю.А., Нурков В.М. Учебная программа и методические материалы по курсу «Социология инноватики». М., 2009.
3. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.
4. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
5. Штомпка П. Социология. М., 2005.
6. Ядов В.А. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005.

Авторы